Пришелец Библейская Энциклопедия Брокгауза

Пришелец

I. ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ

1) в состав израил. общества наряду с «природными жителями» входили «пришельцы» (Исход 12:19; Левит 16:29; Числа 9:14), которые жили среди израильтян и находились под защитой главы одного из колен. Они давали обязат-во придерживаться обычаев богоизбр. народа и пользовались определ. правами. Их называли «пришельцами» и «поселенцами» (Числа 35:15), «притеснять и угнетать» их было запрещено (Исход 22:21). Так как Господь Бог любит П., то их должны любить и израильтяне, в прошлом сами «пришельцы в земле Египетской» (Второзаконие 10:18). В Законе неоднократно упоминается о том, что по отношению к П. необходимо быть милостивым (Второзаконие 14:29; Второзаконие 16:11:14; Второзаконие 26:11). Выполнения предписаний, касающихся П., требовали также пророки (Иеремия 7:6; Иеремия 22:3; Иезекииль 22:7; Захария 7:10; Малахия 3:5). Строго запрещалось судить П. «превратно» (Второзаконие 24:17; Второзаконие 27:19). Хотя П. не принадлежали к святому народу (Второзаконие 14:21), большинство из них обладало равными с израильтянами правами (Левит 24:22). Однако в некоторых случаях они все же уступали в правах представителям богоизбранного народа. Так, израильтяне, вынужденные продать себя в рабство из-за бедности, в юбилейный год становились свободными, П. же оставались рабами навечно (Левит 25:45). Если израильтянин из-за нужды продавал себя в рабство П., то семья израильтянина могла в любое время выкупить его (Левит 25:47-49); также оговаривалось, что с рабом-израильтянином нельзя обращаться жестоко (Левит 25:53). Хотя браки между израильтянами и дочерьми П. были запрещены, они все же имели место (Второзаконие 21:10; Книга Судей 14:1; 1Езд. 9:1; 1Езд. 10:2);

2) П. были обязаны вместе с израильтянами участвовать в слушании Закона (Второзаконие 31:12). Они были включены в завет Бога с Его народом (Второзаконие 29:9-12) и могли быть приняты в общество Израиля в том случае, если совершали обрезание (Исход 12:48). П. наряду с левитами, сиротами и вдовами получали свою часть десятин в третий год (Второзаконие 26:12). кроме того, они имели право участвовать в праздниках Седмиц и Кущей (Второзаконие 16:11). На них распространялся запрет на идолопоклонство (Левит 20:2), на кровосмесит. и развратные связи (Левит 18:26), на употребление в пищу крови (Левит 17:10), на работу в субботний день (Исход 20:10; Исход 23:12) и на употребление в пищу квасного во время праздника Пасхи (Исход 12:19). Так же как израильтяне, П. должны были поститься в День искупления (Левит 16:29), испрашивать прощение за совершенные ошибки и не злословить на Господа Бога (Левит 24:16; Числа 15:26-31). Им разрешалось приносить жертвы Господу (Числа 15:14; Левит 17:8). П., спасавшемуся от мстителей за кровь, был открыт доступ в города-убежища (Числа 35:15). До тех пор пока П. не был обрезан, ему не разрешалось участвовать в празднике Пасхи; но, совершив обрезание, он мог принимать участие в богослужениях наравне с евреями.

II. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Слово «пришелец» употребляется в НЗ по отношению к земной жизни верующего человека (1-е Петра 1:1; 1-е Петра 2:11; К Евреям 11:13). «Истинный град» любого христианина находится на небесах (К Филиппийцам 3:20; К Евреям 13:14; Жилище, III); живя в мире сем, христианин испытывает на себе его враждебность. Язычники, вошедшие в состав народа Божьего через веру в Иисуса Христа, становятся уже не П., а полноправными членами общества Господня (К Ефесянам 2:19).

Проклятие Проклятие, проклинать: 1) Божье П. – это лишение благословения. Так, Бог проклял змея, соблазнившего Еву (Бытие 3:14), и Каина, убившего брата (Бытие 4:11). Бог обещал Аврааму проклясть людей, «злословящих его» (Бытие 12:3). П., произнесенные мужами Божьими в адрес других людей (Бытие 9:25; Бытие 49:7; Второзаконие 27:15; Иисус Навин 6:25), не являются выражением мести, ненависти или нетерпимости – это пророчества о лишении благословения и о Божьем наказании;

2) в Законе Моисея запрещалось под страхом смерти проклинать родителей (Исход 21:17), начальников родов (Исход 22:28) и глухих (Левит 19:14). Хула на Господа также считалась тяжелейшим преступлением (Левит 24:10);

3) незаслуженное П. не будет услышано Богом (ср. 2-я Царств 16:12; Неемия 13:2; Притчи 26 и др.). Наиболее серьезными были последствия родительского П. (Бытие 9:25; Бытие 27:12). Иисус Христос «сделался за нас проклятием» (К Галатам 3– см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана);

4) христианину не должно проклинать ни себя, ни других (От Матфея 5:44; К Римлянам 12:14; Иакова 3:10). Прообраз ⇒ Образец, пример, прообраз.