Природа, природный Библейская Энциклопедия Брокгауза

Природа, природный

I. Восхищение П. как таковой, без упоминания о ее Творце, чуждо Библии; поэтому в ВЗ соотв. слова нет вообще. Всё созданное (творение; Сотворение мира) существует только благодаря Богу, является исключит. местом Его творчества, Его произведением и одеянием, которым Творец окружает Себя. Развиваясь по Его законам, П. открывает доброту и могущество Бога, вызывает у человека изумление, вселяя в него благоговение пред Богом, а не перед ней самой (см. Иов 38:1; Притчи 8:22; Псалтирь 103:1; От Матфея 6:26:28). В Библии нет практич. никаких упоминаний о зарождении естеств. наук, исследующих действующие в П. законы. Этим объясняется и то обстоятельство, что природные явления, даже тщательно наблюдаемые, подвергаются весьма приблизит. классификации, о чем свидетельствуют, напр., перечисления, относящиеся к растит. и животному миру.

II. Библии не знакомо и столь привычное, напр. для греч. философии, противопоставление П. духу и духовности; античные авторы (философы) считали, что дух человека создан П. и связан с ней. Однако НЗ проводит четкое разграничение между природным и тем, что вызвано или обновлено Божьим Духом. Словом «природа» здесь переданы два разных греч. слова:

1) слова фюсис, фюсикос обозначают обусловленное биологич. происхождением физич. и духовное своеобразие и основанную на этом принадлежность к определ. виду (роду) (см. «природные ветви» в К Римлянам 11:21:24), а также свойственные этому виду жизненные процессы (см. «естественное употребление» в К Римлянам 1:26) и сложившийся порядок (1-е Коринфянам 11:14). Подразумевается то общее, что свойственно и человеку и животному (физиологическое и инстинктивное) (см. 2-е Петра 2:12; Иуды 1:10);

2) слова псюхе, псюхикос обозначают относящееся к душе как движущей силе «живой твари» и включают в себя (понимаемое под «плотью и кровью») своеобразие смертного земного существа (см. 1-е Коринфянам 15:44). Душа.

III. К природным составляющим человека, присущим ему как созданию, относятся как сфера тела, так и сфера души. Они подчиняются закономерностям земной жизни. кроме того, человек как Божье создание, связан известными нравств. директивами (законами), которые изначально ему известны и даже язычником воспринимаются как обязат., независимо от Бога (К Римлянам 2:14). Но вместе с тем человек от П. является частью падшего человечества и вместе с П. порабощен греху и смерти (К Римлянам 5:12; К Римлянам 7:23). Именно поэтому «душевный человек» не может воспринимать то, что исходит от Духа Божьего (1-е Коринфянам 2:14), именно поэтому от П. (т.е. по своему происхождению) он является «чадом гнева» (К Ефесянам 2:3). Спасение человека не может быть достигнуто совершенствованием его П.; только новое творение (2-е Коринфянам 5:17), новое рождение от Бога позволяет человеку стать «причастником Божеского естества» (2-е Петра 1:4) и воссесть на небесах (К Ефесянам 2:6). Обновление завершается совлечением «тела душевного» и воскресением «тела духовного» (1-е Коринфянам 15:44-49).