Приношение, возношение, плечо возношения Библейская Энциклопедия Брокгауза

Приношение, возношение, плечо возношения

I. ПОНЯТИЕ

Приношение [евр. терума] – священная подать, которая предназначалась для Господа, святилища или священника. Раввины утверждали, что с П. связана церемония, подобная потрясанию жертвы (пред Господом), однако это не находит подтверждения в Библии.

II. ВИДЫ ПРИНОШЕНИЙ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

1) добровольные П. на строительство и содержание святилища (Исход 25:2; Исход 35:5; Исход 36:3), на строительство и содержание храма Соломона (4-я Царств 12:4; 4-я Царств 22:4; 1-я Паралипоменон 29:2), для использования их в ритуале жертвоприношения (2-я Паралипоменон 30:24), на сооружение второго храма (1Езд. 8:25);

2) предписанная законом подушная подать: каждый израильтянин старше 20 лет обязан был давать половину сикля на святилище как П. Господу (Исход 30:13; От Матфея 17:24:27);

3) возношение части жертвы. При жертвоприношении за грех из тельца вынимали внутренности – тук, почки и т.д. – и сжигали их на жертвеннике всесожжения (Левит 4:8); при совершении хлебного П. часть хлеба также сжигали, и это было «благоухание, приятное Господу» (Левит 2:9; Левит 6:15; Иезекииль 45– в МТ, в отличие от Синод. пер., речь идет не о дани князю, а о П. Господу). Возношение при принесении «жертвы благодарности», или мирной жертвы, составляло один из четырех видов приношения (Левит 7:12);

4) хлебное возношение представляло собой лепешку, которую отдавали священнику (Числа 15:19; ср. Неемия 10:37). Иуд предание определяет в качестве минимального объема этого возношения 1/24 часть массы приготовленного теста; со времени разрушения храма лепешка сжигалась;

5) возношение левитов составляло десятую часть той десятины, которую они получали от народа; «десятину из десятины» левиты отдавали священникам в качестве «возношения Господу» (Числа 18:26; Неемия 10:39);

6) П. священникам представляло собой определ. часть жертвы. Так, от волов и овец они получали «плечо, челюсти и желудок». Им причитались также «начатки» от хлеба, вина, елея и овечьей шерсти (Числа 18:11-13; Второзаконие 18:3; Неемия 13:5). В тех местах ВЗ, где в одном ряду с десятиной упоминаются П., речь идет о П. именно такого рода (2-я Паралипоменон 31:12; Неемия 10:37-39; Малахия 3:8), домочадцы священника могли есть предназначавшееся ему П. (Левит 22:1-16). П. хранились в храме в особых помещениях (2-я Паралипоменон 31:11; Неемия 12:44; Малахия 3:10), которыми заведовали специально назначенные начальники;

7) при посвящении Аарона в священники (Исход 29:1; Левит 8:1) на жертвеннике было сожжено т.наз. «плечо возношения» от «овна вручения»; Моисею, исполнявшему обязанности посвящающего священника, досталась грудь овна, которой он потрясал «пред лицем Господним». При последующих посвящениях в священники, как и при принесении жертвы благодарности, священник, совершавший этот обряд, получал обе эти части жертв. животного (Левит 7:34; Левит 10:14; ср. Числа 6:20). Евр слово шок, переданное в Синод. пер. как «правое плечо», обозначает бедро жертв. животного (Левит 7:32-34), плечо же по-евр. называется зероа (Числа 6:19; Второзаконие 18:3).