Приветствие, приветствовать Библейская Энциклопедия Брокгауза

Приветствие, приветствовать

I. В Израиле П. означало пожелание человеку и его близким здоровья, добра и мира; приветствуя к.-л., израильтянин тем самым проявлял интерес к делам этого человека. П. произносилось как при встрече (Бытие 43:27; 1-я Царств 25:6), так и при расставании ( Благословение; Бытие 47:10). П. заканчивалась цар. аудиенция (2-я Царств 13:25). Оно могло передаваться через другого человека (2-я Царств 8:10). Иногда П. сопутствовали подношения. На Востоке П. было пространным, многословным, сопровождалось жестикуляцией, поэтому его не произносили в спешке, а также тогда, когда у человека было горе (см. 4-я Царств 4:29; От Луки 10:4). Распространенной формой П. были пожелания мира – «Иди с миром» (1-я Царств 20:42) или «Мир вам» (От Луки 24:6). Вооз приветствовал жнецов: «Господь с вами» (Руфь 2:4), а Иосиф встретил Вениамина словами: «Да будет милость Божия с тобою, сын мой!» (Бытие 43:29). Другой формой благословения было П. «Мир тебе, мир дому твоему, мир всему твоему!» (1-я Царств 25:6). В новозаветное время П. начиналось словом «радуйся» (От Матфея 26:49; От Луки 1:28). Придворным П. в Вавилоне и Персии была здравица «Царь! во веки живи!» (Даниил 2:4; ср. Неемия 2:3). Похожими словами Вирсавия приветствует царя Давида: «Да живет господин мой, царь Давид, во веки!» (3-я Царств 1:31). При прощании произносилась фраза «Иди с миром!» (1-я Царств 1:17).

II. Сопровождавший П. церемониал зависел от того, к кому именно П. было обращено. Люди кланялись до земли и даже падали ниц (Бытие 18:2; 2-я Царств 9:6), а также сходили с ездового животного или с повозки (1-я Царств 25:23; 4-я Царств 5:21). Преклонение колен (4-я Царств 1:13; От Матфея 27:29), как и падение ниц, являлось свидетельством глубокого почтения и покорности. В качестве П. человек мог взять правой рукой руку или бороду другого человека и поцеловать его (2-я Царств 20:9). Встретившись, люди обнимали друг друга или обменивались приветственными поцелуями (От Матфея 26:48; От Луки 7:45). Целование, лобзание.

III. Письм. П., часто чрезмерно торжественные, известны с древнейших времен. Так, письмо некоего египтянина фараону начинается словами: «Царю, моему господину, моему богу, моему солнцу. Так говорит Иапахи, раб твой, прах у ног твоих: семь раз по семь раз припадаю к стопам моего царя, моего бога и моего солнца». В рим. времена письм. П. были короче и содержательнее (Деяния 23:26). Формула П. часто встречается и в конце письма (Деяния 15:29). Послания ап. Павла обычно начинаются с П.: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего...» (К Римлянам 1:7; 1-е Коринфянам 1:3; 2-е Коринфянам 1:2; К Галатам 1 и др.); как и другие апостолы, он завершает свои послания словами: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами» (К Римлянам 16:24; 1-е Коринфянам 16:23; 2-е Коринфянам 13:13; К Галатам 6:18).

IV. П. Иисуса и Его учеников значат больше, чем просто доброе пожелание. В их устах оно обретает силу истинного благословения (см. От Матфея 10:12:13; От Иоанна 14:27; От Иоанна 20:19-21).