Посланничество, посылать Библейская Энциклопедия Брокгауза

Посланничество, посылать Библия часто говорит о том, что Бог посылает к людям Своих вестников; за этим стоит то обстоятельство, что, с одной стороны, Бог «приклоняется» с высот к земле, чтобы принять участие в жизни людей (Псалтирь 112:5:6), но с др. стороны Он, как Господь, не допускает проявления людьми полного своеволия в действиях. Бог является Тем, Кто посылает вестников с определ. миссией, и Его создание может быть только посланником или получателем.

I. В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

1) общее значение слова «посылать» – «поручать»: напр., Бог посылает Своего ангела с поручением вести и охранять Его народ (Исход 23:20; ср. также Бытие 24:7);

2) чаще всего П. означает поручение передать определ. весть, т.е. повеление или разрешение возвестить ее (ср. 3-я Царств 5:2:8). Выражение «послать за...» может иметь значение «потребовать» (3-я Царств 20:7);

3) «послать» в значении «поручить известить кого-то» особенно часто встречается в тех случаях, когда речь идет о пророках. Их посылает Сам Бог, и они, вняв Ему, идут, говорят или проповедуют (Исаия 6:8; Иеремия 1:7). О лжепророках сказано, что они «не посланы», т.е. не имеют поручения от Бога (Иеремия 14:14; Иеремия 23:21:32; Иеремия 27:15; Иеремия 29:9). Послушание требуется не только от посланных пророков: сами пророки получают власть требовать послушания от тех, к кому они посланы (Иеремия 26:12). О народе, который не слушает посланников Божьих, Бог говорит: «Они не слушались Меня» (Иеремия 7:25);

4) наделяя посланных полномочиями, Бог не отдает Свое Слово в распоряжение человека-посредника: через него Он передает на землю Свое Слово (Псалтирь 106:20; Псалтирь 147:1-4), позволяя совершиться тому, для чего Он и посылал это Слово (Исаия 55:11); Бог Сам посылает «милость Свою и истину Свою» (Псалтирь 56:4), а также «избавление народу Своему» (Псалтирь 110:9);

5) в ВЗ глагол «П.» иногда употребляется в том значении, которое указывает на НЗ: Бог посылает вестников, чтобы уберечь Свой народ от последнего Суда. Так, в Малахия 4:5:6 содержится обетование о том, что будет вторично послан пр. ⇒ Илия. Божья цель, а именно благовествование нищим, исцеление сокрушенных сердцем, освобождение узников, проповедь милости и суда, так ясно высказана в Исаия 61:1, что Иисус, воспроизводя это место Писания, говорит: «Ныне исполнилось писание сие, услышанное вами» (От Луки 4:16-21). Все многообразие новозаветного понятия «посланничество» отражается в Исаия 66:19, где Бог дает обетование послать людей из числа спасенных Им к язычникам, чтобы проповедать среди них Его славу.

В новозаветных текстах понятию «посланничество» принадлежит особая роль, глагол «П.» здесь служит описанию важнейшего и решающего Божьего деяния во благо людей. Если ранее Бог посылал к людям Своих рабов-пророков, то теперь Он посылает к ним Своего Сына (От Матфея 21:33-46; От Марка 12:1-12; От Луки 20:9-19); ученики, которых собирает вокруг Себя этот Посланник, названы «апостолами», т.е. «посланниками»:

1) ПОДГОТОВКА.

Бог направляет посланников, которые, проповедуя о том, что будет послан Иисус, подготавливают людей к явлению Иисуса (ангел Гавриил в разговоре с Марией, От Луки 1:26) и свидетельствуют о Нем (Иоанн Креститель, От Иоанна 1:6);

2) ИИСУС КАК ПОСЛАННИК.

Иисус послан Богом: говоря об этом, НЗ представляет явление Христа величайшим звеном единой Свящ. истории. Бог посылает Своего Сына в предопредел. период Свящ. истории (К Галатам 4:4), и этим исполняются пророчества о Посланнике, Которого предвидели пророки (От Луки 4:18-21). О Втором пришествии Иисуса Христа также сказано, что Его пошлет Бог (Деяния 3:20). Словом «посылать» характеризуется вся несравненная миссия Иисуса, что особенно ярко описано и засвидетельствовано евангелистом Иоанном. Иисус не явился Сам от Себя, Он был послан Богом (От Иоанна 8:42). Иисус знает Отца, потому что это Он послал Иисуса (От Иоанна 7:29), и деяния Иисуса свидетельствуют о том, что Его послал Отец (От Иоанна 5:36). Осознавая Себя посланным, Иисус проявляет полное послушание: Он ничего не может творить от Себя, а все совершает по воле Пославшего Его (От Иоанна 5:30); он проповедует не Свое собственное учение и не Свои слова, а учение и слова Того, Кто Его послал (От Иоанна 7:16; От Иоанна 14:24). Но поскольку Иисус послан Богом, то Его слово обладает Божественной силой (От Иоанна 3:34), а Его суд истинен (От Иоанна 8:16). Желающий познать истинную сущность Иисуса должен верить в то, что Его послал Бог (От Иоанна 12:44). Слушающий слово Иисуса и верующий в Пославшего Его имеет жизнь вечную (От Иоанна 5:24). В этом и состоит сама вечная жизнь: познавать Бога и посланного Им Иисуса Христа (От Иоанна 17:3);

3) ЗАЧЕМ БЫЛ ПОСЛАН ИИСУС?

Целью этого Божьего деяния является спасение людей, спасение мира: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (От Иоанна 3:17; ср. От Луки 4:18). «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех по плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас» (К Римлянам 8:3:4). Иисус, «Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (К Галатам 4:4). Бог послал Иисуса «в умилостивление за грехи наши» (1-е Иоанна 4:10). Но это деяние еще не достигает своей цели; пока лишь немногие принимают Посланного, становясь т.о. причастными к спасению Божьему. Сын был послан Богом не только для спасения отдельных людей, но и для установления Царства Божиего на земле. Распространению миссии Иисуса нельзя воспрепятствовать, и поэтому людям, желающим «сохранить» Его только для себя, Он говорит: «И другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан» (От Луки 4:43);

4) ИИСУС, ПОСЫЛАЮЩИЙ НА ПРОПОВЕДЬ.

Иисус не только послан к людям, но и Сам посылает людей для совершения Своего дела. Ученики Иисуса – это те, кто находится при Нем и кого Он посылает (От Марка 3:14) на проповедь, наделяя чудесной силой (От Матфея 10:5-8): «И послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных» (От Луки 9:2). При этом Иисус посылал Своих учеников в определ. порядке: «Начал посылать по два и дал им власть над нечистыми духами» (От Марка 6:7). Миссия посланников заключается в том, чтобы подготовить приход Самого Иисуса, проложить путь для Посланника Самого Бога, Иисуса Христа. Иисус посылает семьдесят учеников в города и селения, куда Он Сам намерен прийти (От Луки 10:1). След., люди не вольны посылать благовестников Евангелия, это всегда совершает Сам Иисус Христос по воле Пославшего Его. Поэтому Иисус перед лицом великой жатвы Божьей не призывает людей к добровольному участию в ней, а говорит: «Итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (От Матфея 9:38; От Луки 10:2). Сам Бог всегда остается Посылающим вестников. Он посылает в мир Своего Сына, Который посылает на проповедь Своих учеников: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (От Иоанна 20:21; ср. От Иоанна 17:18). В том, что вестники рассылаются «до края земли» (Деяния 1:8), продолжается деяние Самого Бога. Поэтому НЗ содержит не только земную историю Иисуса, но также и историю, и послания первых вестников, которых Иисус вооружает властью Пославшего Его: они принимают силу Св. Духа (Деяния 1:8). Иисус посылает им Утешителя (От Иоанна 16:7), и они получают власть прощать или не прощать грехи (От Иоанна 20:23). Не принимающий посланников Иисуса навлекает на себя суд Божий (От Матфея 10:14:15; От Марка 6:11; От Луки 10:10-12). Тот, кто не послан Иисусом, не может проповедовать, а без проповеди невозможны ни вера, ни спасение (К Римлянам 10:13-15). Посланные становятся причастны к страданиям Иисуса, Он посылает их «как овец среди волков» (От Матфея 10:16; От Луки 10:3). Павел описывает страдания, которые ему пришлось претерпеть в его апостольском служении (2-е Коринфянам 11:22-30; ср. также К Колоссянам 1:24);

5) ПОЛУЧАТЕЛИ ПОСЛАННОГО.

Иисус до Своего воскресения осознает Себя посланным «только к погибшим овцам дома Израилева» (От Матфея 15:24); Своим ученикам Он также заповедует: «на путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (От Матфея 10:5). Но эта обусловл. Свящ. историей преграда сначала прообразно (От Матфея 15:22-28), а после воскресения Иисуса и окончательно оказывается устраненной. Воскресший

II. В НОВОМ ЗАВЕТЕ

Иисус посылает Своих учеников ко всем народам (От Матфея 28:19) до края земли (Деяния 1:8). Отныне та Весть, которую Бог послал народу Израиля, проповедуется и язычникам (Деяния 10:36), ибо спасение Божье послано и им (Деяния 28:28). Ап. Павел был особо предназначен Богом для того, чтобы быть посланным «далеко к язычникам» (Деяния 22:21; Деяния 26:17). По деяниям Павла можно проследить всеохватность его обращения к язычникам. Проповедь, которую распространяют посланники, не должна прекратиться, достигнув определ. круга лиц; получатели Благой Вести сами становятся посланниками, несущими Евангелие все дальше (К Римлянам 15:24; 1-е Фессалоникийцам 1:6-8). Вся Церковь принимает участие в распространении Благой Вести через посланных. Получатели Вести никогда не составляют замкнутого круга людей, напротив, этот круг всегда расширяется. Тот, кто сегодня стал получателем Благой Вести, завтра уже превращается в посланного, а получателями становятся новые люди, еще не слышавшие и не принявшие Евангелия (ср. 1-е Фессалоникийцам 1:6-8). Поэтому Павел всегда старался проповедовать Евангелие не там, «где уже было известно имя Христово» (К Римлянам 15:20). Иоанн неоднократно называет получателем послания «мир». Бог послал Своего Сына в мир (От Иоанна 3:17; От Иоанна 10:36; 1-е Иоанна 4:9), и Сын тоже посылает Своих учеников в мир (От Иоанна 17:18). При этом следует принимать во внимание, что «мир» для Иоанна не только геогр. понятие; для него «этот мир» прежде всего – мир греха и тьмы. «Послание Иисуса в мир» не завершается созданием Им Своей Церкви, ведь Евангелие принадлежит как иудеям, так и язычникам, т.е. всем народам земли. Поэтому Церковь должна распространять Евангелие до тех пор, пока существует «этот мир», пока есть люди, которые «от мира», пока Царство Иисуса Христа не явится воочию для всех и пред именем Его не преклонится «всякое колено» (К Филиппийцам 2:10).