Послания Петра Библейская Энциклопедия Брокгауза

Послания Петра Главная тема Первого и Второго П.П. – надежда на спасительную благодать Господа и на приход нового Божьего мира. Однако в Первом послании речь идет о живой надежде, которая есть у верующих и которая основывается на факте их нового рождения, а во Втором – о лжеучениях, которые ставят эту надежду или ее скорое осуществление под сомнение.

I. ВВОДНЫЕ ВОПРОСЫ

1) в обоих посланиях автором назван ап. Симон Петр (1-е Петра 1:1; 1-е Петра 5:1; 2-е Петра 1:1). Подтверждаемое древнецерк. традицией (Поликарп, Папий, Тертуллиан, Климент Александрийский) авторство Петра в отношении Первого послания стало подвергаться сомнению только в новейшее время, а в отношении Второго послания такие сомнения высказывались и ранее. Первое надежное свидетельство по поводу Второго послания мы находим у Оригена (III в.). Первое послание адресовано членам церквей в Малой Азии (1-е Петра 1:1), которые, будучи частью нового народа Божьего (1-е Петра 2:9), живут там в рассеянии как пришельцы и странники (1-е Петра 2:11), в то время как их наследство находится на небесах (1-е Петра 1:4). Т.о., в числе получателей послания были, вероятно, и христиане из язычников, жившие в языч. окружении, поскольку Петр не ограничивался работой среди одних только евреев. Послание обращено ко всем церквам Малой Азии. Второе послание, очевидно, также было предназначено многим церквам, круг которых, однако, точно определить невозможно;

2) а) авторство Петра в отношении Первого послания оспаривалось на том основании, что в нем якобы прослеживается лит. связь с другими новозаветными сочинениями и особенно с посланиями ап. Павла. Но эта связь легко объяснима общностью раннехрист. представлений и языка первых христиан, что является установленным фактом. К этому следует добавить и то, что соавтором послания назван Силуан ( Сила) (1-е Петра 5:12); этот человек, упоминаемый также в 2-е Коринфянам 1:19; 1-е Фессалоникийцам 1:1; 2-е Фессалоникийцам 1:1, в течение многих лет был сотрудником Павла. Поэтому некоторое лит. сходство Первого послания с посланиями Павла не дает права сомневаться в том, что это послание было написано именно Петром; б) в отношении Второго послания есть несколько причин для такого рода сомнений. Это послание имеет очень много общего с Посланием Иуды, но тематическая связь (лжеучителя, появление которых только предсказывалось во Втором послании, во время написания Послания Иуды уже активно действуют) позволяет считать Второе послание Петра более ранним сочинением. Помимо того, исследователи указывали на разницу в стилях обоих посланий, но в этом могло сыграть свою роль соавторство Силуана. Одобрит. слова в отношении посланий ап. Павла (2-е Петра 3:15) вряд ли могут считаться весомым аргументом, ставящим под сомнение авторство Петра; в) местом написания П.пП. на основании 1Петр. 5может быть признан Рим, который уже во времена первых христиан называли Вавилоном за его враждебность к Богу и греховность его жителей (см. Oткр и Вавилон, II). О месте написания В.пП. ничего не известно. Поскольку в обоих посланиях нет никаких указаний на страдания христиан во время гонений, устроенных Нероном в 64 г., то они, вероятно, были написаны ранее этой даты. Сказать ч.-л. более определенное о времени написания обоих посланий не представляется возможным. Однако сам характер Второго послания, которое по форме напоминает завещание, позволяет предположить, что оно было написано под влиянием надвигавшейся на апостола смерт. угрозы.

II. КОМПОЗИЦИЯ

А. ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ

I. Избрание в ряды народа Божьего (1-е Петра 1:31-е Петра 2:10):

1. Путь избранных сквозь время (1-е Петра 1:3-12):

а) возрождение для живого упования (1-е Петра 1:3-5);

б) испытание надежды (1-е Петра 1:6-9);

в) откровение и его границы (1-е Петра 1:10-12).

2. Новое состояние уповающих (1-е Петра 1:13-25):

а) дети Божьи (1-е Петра 1:13-17);

б) искупленные Иисусом Христом (1-е Петра 1:18-21);

в) возрожденные словом (1-е Петра 1:22-25).

3. Народ святой (1-е Петра 2:1-10).

II. Доказательства принадлежности к святому народу (1-е Петра 21-е Петра 4:19):

1. Доказательства в жизни (1-е Петра 21-е Петра 3:17):

а) народ Божий среди других народов (1-е Петра 2:11-17);

б) доказательство новым состоянием, которое Бог дарует верующим (1-е Петра 2:18-25);

в) доказательства в браке (1-е Петра 3:1-7);

г) доказательства в обращении с людьми (1-е Петра 3:8-17).

2. Доказательства в страдании (1-е Петра 31-е Петра 4:19):

а) пример Христа (1-е Петра 3:18-22);

б) страдание для освящения (1-е Петра 4:1-6);

в) грядущий суд (1-е Петра 4:7-11);

г) блаженство в гонениях (1-е Петра 4:12-19).

III. Заключительное слово (1-е Петра 5:1-14):

1. Увещевание старших и младших (1-е Петра 5:1-11).

2. Приветствия (1-е Петра 5:12-14).

Б. ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ

I. Подготовка избранных (2-е Петра 1:3-21):

1. Воздействие силы Божьей (2-е Петра 1:3-11).

2. Роль апостолов (2-е Петра 1:12-15).

3. Внимание к пророческому слову (2-е Петра 1:17-21).

II. Угрозы:

1. Угроза, исходящая от лжеучителей (2-е Петра 2:12-е Петра 2:22).

а) появление лжеучителей и их дела (2-е Петра 2:1-3);

б) предостерегающий суд Божий (2-е Петра 2:4-6);

в) избавление от искушения (2-е Петра 2:7-11).

2. Изображение лжепророков (2-е Петра 2:12-22):

а) их безнравственность (2-е Петра 2:12-14);

б) свобода как прикрытие зла (2-е Петра 2:15-19);

в) возвращение к скверне после очищения (2-е Петра 2:20-22).

III. О Божьем суде (2-е Петра 3:1-18):

1. Люди, отрицающие грядущий (2-е Петра 3:1-5).

2. Вопрос о сроках (2-е Петра 3:6-9).

3. Изображение Суда над миром (2-е Петра 3:10).

4. Ожидание нового мира (2-е Петра 3:11-13).

5. Готовность избранных (2-е Петра 3:14-18).

III. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ

Оба послания носят ярко выраж. церк. характер; их темы – жизнь в надежде на приход нового Божьего мира и отражение различных угроз, возникающих перед Церковью. Пережив возрождение для новой жизни (1-е Петра 1:3), верующие оказались чужими в мире. Отныне их жизнь определяется грядущим новым Божьим миром и надеждой на его приход. Надежда (упование) – это то новое, что изменяет жизнь человека и предъявляет ему свои требования:

1) надежда (упование) дана верующим в возрождение, которое стало возможным в результате воскресения Иисуса (1-е Петра 1:3). Поэтому их жизнь устремлена к небу, туда, где находится их наследство (1-е Петра 1:4). Это выраженное в надежде устремление должно затрагивать всю жизнь человека. Благодаря Иисусу и Его жертве (1-е Петра 1:18:19) верующие стали новым царств. священством (1-е Петра 2:9). Теперь им надлежит свидетельствовать перед язычниками о своем преображении (1-е Петра 2:12), оставаясь, тем не менее, послушными человеч. начальству как в политич. (1-е Петра 2:13), так и в социальной сферах (1-е Петра 2:18). Жизнь, обновленная Христом, должна оказывать свое влияние и на эти области межчеловеч. отношений. Естественно, что перемены, происходящие в возрожденном человеке, должны затронуть и брачные узы (1-е Петра 3:1), и церк. жизнь (1-е Петра 5:1). Жизнь в надежде – это жизнь на чужбине. Даруемая возрождением надежда превращает земную родину в чужбину. Жизнь в надежде сопровождается страданиями (1-е Петра 3:14), поскольку это жизнь в общении с Иисусом и в следовании за Ним (1-е Петра 2:21; 1-е Петра 3:18). Но тому, кто надеется, и страдание приносит блаженство (1-е Петра 4:1:13);

2) Второе послание продолжает эту тему. В возрожденных к упованию и возрастающих духом уже проявляется Божья сила (2-е Петра 1:3). Опасность исходит только от тех, кто оставил надежду, кто противится Божьей силе и не желает слышать наставляющее слово. Вместо того чтобы продвигаться к цели, такие люди впадают в заблуждение (2-е Петра 2:15) и безудержно предаются греху (2-е Петра 2:13:22). Распространению лжеучения особенно способствует то, что эти осквернители, бесспорно, пережившие встречу с Богом и обращение (2-е Петра 2:20) и познавшие путь правды (2-е Петра 2:21), выступают как пророки и учителя. На деле же они стремятся искушать других (2-е Петра 2:1-3), являясь «безводными источниками», «облаками ... гонимыми бурей» (2-е Петра 2:17). Тот, кто надеется напиться у них живой воды, пребывает в постоянной жажде. «Гонимые бурей», они потеряли верное направление и спасит. цель. Зароком против скверны этих лжеучителей, против отпадения от веры и залогом возобновления привязанности к миру является ясное осознание гибельности этого мира и устремленность к миру новому (2-е Петра 3:11-14). Так, взаимно дополняя друг друга, оба послания Петра учат возрожденного человека во всем уповать на Господа.