Послания к фессалоникийцам Библейская Энциклопедия Брокгауза

Послания к фессалоникийцам Первое и Второе П.кФ. позволяют, как никакие другие послания, познакомиться с характером деятельности Павла. В них показана также молодая, полная жизни церковь, особенно близкая сердцу апостола. Здесь же Павел, в ответ на вопросы фессалоникийской общины, говорит о грядущих событиях.

I. ВОПРОС ОБ АВТОРСТВЕ И АДРЕСАТЕ. ИСТОРИЯ НАПИСАНИЯ ПОСЛАНИЙ

1) оба П.кФ. указывают на авторство ап. Павла и его сотрудников Силуана (Силы) и Тимофея (1-е Фессалоникийцам 1:1; 2-е Фессалоникийцам 1:1);

2) адресат посланий – церковь в Фессалонике, крупном порт. городе. Отсюда она могла оказывать влияние на другие церкви, в том числе и на находящиеся далеко от Македонии и Греции (1-е Фессалоникийцам 1:8). Книга Деяний сообщает об основании церкви в Фессалонике, второй в Европе после церкви в Филиппах (Деяния 17:1-9). После того как в Филиппах Павел был отвергнут иудеями (1-е Фессалоникийцам 2:1:2), он, в сопровождении Силы и Тимофея, прибыл в Фессалонику. Здесь апостол в течение трех суббот проповедовал в синагоге. Некоторые евреи и многие греки, прежде всего женщины из знатных семейств, уверовали в Евангелие. Но отвергшие Благую Весть евреи и здесь взбунтовались и вынудили Иасона, хозяина дома, где жил Павел, и других христиан дать «удостоверение» – вероятно в том, что проповедь Павла будет прервана (Деяния 17:9). Поэтому Павел и Сила ночью отбыли в Верию;

3) в Афинах Сила и Тимофей вновь встретились с Павлом, который прибыл туда раньше их, но были немедленно отправлены назад в Македонию. Впоследствии они нашли Павла в Коринфе, где, вероятно, обо всем ему подробно рассказали (1-е Фессалоникийцам 3:6). Сообщение Тимофея и могло стать поводом к написанию Первого П.кФ. Павел, отвечая на вопросы, беспокоившие эту церковь, своим посланием укрепляет авторитет назнач. руководителей общины (1-е Фессалоникийцам 5:12). Пребывание апостола в Коринфе продолжалось с осени 50 г. до весны 52 г. по Р.Х.; вероятно, в начале этого периода и было написано Первое П.кФ. Второе П.кФ., видимо, тоже было написано в Коринфе, т.к. известно, что Павел, Сила и Тимофей позднее уже не сходились вместе. Поскольку вопросы о Втором пришествии Христа продолжали будоражить церковь, а гонения усилились, то можно предположить, что Второе П.кФ. последовало вскоре за Первым, может быть, спустя несколько месяцев.

II. ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ

1) КОМПОЗИЦИЯ

Приветствие членам церкви (1-е Фессалоникийцам 1:1).

Первая часть. Пройденный путь (1-е Фессалоникийцам 11-е Фессалоникийцам 3:13):

1. Праведная церковь (1-е Фессалоникийцам 1:2-10):

а) благодарение Богу (1-е Фессалоникийцам 1:2:3);

б) возрастание по примеру других церквей (1-е Фессалоникийцам 1:4-8);

в) общее суждение о церкви в Фессалонике (1-е Фессалоникийцам 1:9:10).

2. Деятельность апостола в Фессалонике (1-е Фессалоникийцам 2:1-16):

а) путь в Фессалонику (1-е Фессалоникийцам 2:1:2);

б) чистота проповеди Павла (1-е Фессалоникийцам 2:3-6);

в) преданность апостола Фессалоникийской церкви (1-е Фессалоникийцам 2:7-12);

г) вера торжествует, несмотря на гонения (1-е Фессалоникийцам 2:13-16).

3. Постоянная связь апостола с церковью в Фессалонике (1-е Фессалоникийцам 21-е Фессалоникийцам 3:13):

а) скорбь Павла по поводу разлуки (1-е Фессалоникийцам 2:17-20);

б) направление в Фессалонику Тимофея (1-е Фессалоникийцам 3:1-4);

в) добрые вести (1-е Фессалоникийцам 3:5-8);

г) благодарение Богу за Его заступничество (1-е Фессалоникийцам 3:9-13).

Вторая часть. Указание будущего пути (1-е Фессалоникийцам 4:11-е Фессалоникийцам 5:25):

1. Условия для дальнейшего роста церкви (1-е Фессалоникийцам 4:1-12):

а) продвижение к совершенству (1-е Фессалоникийцам 4:1:2);

б) освящение через воздержание от нечистоты (1-е Фессалоникийцам 4:3-8);

в) освящение через братолюбие (1-е Фессалоникийцам 4:9-12).

2. Взгляд на события конца времен (1-е Фессалоникийцам 41-е Фессалоникийцам 5:11):

а) восхищение Церкви Господа (1-е Фессалоникийцам 4:13-18);

б) пришествие Христа (1-е Фессалоникийцам 5:1-8) – его срок;

особое положение возрожденных;

в) задача верующих (1-е Фессалоникийцам 5:9-11).

3. Отдельные наставления (1-е Фессалоникийцам 5:12-24):

а) уважительное отношение к предстоятелям (1-е Фессалоникийцам 5:12:13);

б) взаимная помощь (1-е Фессалоникийцам 5:14:15);

в) жизнь от Бога (1-е Фессалоникийцам 5:16-22);

г) призыв к братьям молиться о своем освящении и сохранении до пришествия Христа (1-е Фессалоникийцам 5:23:24).

Заключение. Последние наставления и благословение (1-е Фессалоникийцам 5:25-28).

2) ОСНОВНЫЕ ИДЕИ

Исполн. благодарности Богу, Павел напоминает о становлении церкви в Фессалонике, церкви живой, в которой в избытке присутствуют вера, любовь и надежда. Ее духовная жизнь – это знамение ее избранности, подтверждающее, что проповедь Павла происходила по велению Божьему. Фессалоникийцы стали подражателями благовестнику (1-е Фессалоникийцам 1:6), и тем самым – примером для верующих; об их решит. прорыве к вере говорили повсеместно. Своим существованием церковь не в последнюю очередь обязана верной и самоотверженной деятельности Павла. Он был призван в Македонию Богом (Деяния 16:9:10). Его путь там начался с поругания в Филиппах, что, однако, не обескуражило апостола (1-е Фессалоникийцам 2:2). Его благовествование было лишено «нечистых побуждений» и лукавства (1-е Фессалоникийцам 2:3), он не искал ни признания людей (1-е Фессалоникийцам 2:4), ни корысти, ни славы (1-е Фессалоникийцам 2:5:6). Павел работал день и ночь (1-е Фессалоникийцам 2:9) ради каждого из братьев (1-е Фессалоникийцам 2:11), с полной отдачей; подобно кормилице (1-е Фессалоникийцам 2:7) или отцу (1-е Фессалоникийцам 2:11), он просил их поступать достойно Бога (1-е Фессалоникийцам 2:12). Так было заложено основание прочной связи между апостолом и этой церковью. Попечит-во и поддержка были необходимы фессалоникийцам, поскольку с принятием ими Евангелия начались гонения на христиан, противостоять которым молодая церковь могла, только духовно окрепнув. Так как Павлу пришлось покинуть город и оставить церковь один на один с этой бедой, то он попросил Тимофея вернуться в Фессалонику. Апостол остался в Афинах один (1-е Фессалоникийцам 3:1), с трудом обходясь без своего помощника. Вторая часть Первого П.кФ. говорит о будущем. Прийти к вере – это еще не все, главное заключается в том, чтобы жить, преуспевая в послушании Богу (1-е Фессалоникийцам 4:1). Бог ждет освящения человека, т.е. его отвращения от низменных страстей, которым предаются язычники (1-е Фессалоникийцам 4:5), от несправедливости по отношению к ближнему (1-е Фессалоникийцам 4:6). Говоря об этом, апостол знал, что жизнь в богатом торг. городе представляла собой особое искушение. Тот, кто непокорен заповедям Христа и не желает подчиняться им, противостоит не человеч. предписаниям, он проявляет непокорность Самому Богу (1-е Фессалоникийцам 4:8), Его призыву к святости (1-е Фессалоникийцам 4:7). Это относится и к некоторым членам церкви, не желающим зарабатывать себе на жизнь «собственными руками» (1-е Фессалоникийцам 4:11:12). Церковь могла бы не беспокоиться о будущем, поскольку это Церковь надежды; но радость от предвкушения грядущего омрачена тенью озабоченности. Возникло опасение, что уже умершие члены церкви окажутся обделеными, представ перед Христом позднее тех, кто еще жив. Павел утешает верующих: сначала воскреснут умершие, а затем живущие будут восхищены вместе с ними на небо, так что Церковь предстанет перед Господом как единое целое (1-е Фессалоникийцам 4:16). Но для того чтобы община не терялась в догадках, Павел направляет ее взор на главное, при этом он не только утешает верующих, но и предупреждает их. Историч. времена и сроки Второго пришествия остаются тайной Божьей. Господь придет без предупреждения, поэтому надо жить в постоянной готовности. Апостол также напоминает, что всякое освящение собств. силами обречено на неудачу. Освятить может только Бог. Поэтому Павел обращает свой взор к Нему с просьбой об освящении всего человека, чтобы сохранить без порока его дух, душу и тело до дня пришествия Иисуса Христа (1-е Фессалоникийцам 5:23).

III. ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ

1) КОМПОЗИЦИЯ

Приветствие членам церкви (2-е Фессалоникийцам 1:1:2).

1. Церковь в гонениях (2-е Фессалоникийцам 1:3-12):

а) благодарность за то, что вера фессалоникийцев возрастает и среди скорбей (2-е Фессалоникийцам 1:3-6);

б) победа, которая придет со Вторым пришествием Христа (2-е Фессалоникийцам 1:7-10);

в) заступничество Павла и его молитва о благоволении (2-е Фессалоникийцам 1:11:12).

2. Предупреждение о ложных ожиданиях (2-е Фессалоникийцам 2:1-12):

а) ложные ожидания скорого пришествия Христа (2-е Фессалоникийцам 2:1:2);

б) пришествию Христа будет предшествовать явление сына погибели (2-е Фессалоникийцам 2:3-6);

в) власть обольщения над погибающими (2-е Фессалоникийцам 2:7-10);

г) осуждение заблуждающихся (2-е Фессалоникийцам 2:11:12).

3. Павел и церковь в Фессалонике (2-е Фессалоникийцам 22-е Фессалоникийцам 3:5):

а) благодарность апостола Богу за эту церковь (2-е Фессалоникийцам 2:13:14);

б) ходатайство Павла за фессалоникийцев (2-е Фессалоникийцам 2:15-17);

в) просьба Павла молиться о нем (2-е Фессалоникийцам 3:1:2);

г) уверенность апостола в фессалоникийских верующих (2-е Фессалоникийцам 3:3-5).

4. Назидания апостола (2-е Фессалоникийцам 3:6-16):

а) осуждение тунеядцев (2-е Фессалоникийцам 3:6-13);

б) требование послушания (2-е Фессалоникийцам 3:14:15);

в) благословение (2-е Фессалоникийцам 3:16).

Заключение (2-е Фессалоникийцам 3:17:18).

2) ОСНОВНЫЕ ИДЕИ

Еще в Первом П.кФ. говорится об опасностях, подстерегающих молодую церковь: это гонения (1-е Фессалоникийцам 2:14-16), мирские соблазны (1-е Фессалоникийцам 4:3-5), нежелание трудиться некоторых членов церкви (1-е Фессалоникийцам 5:11). Теперь, по мнению Павла, эти опасности превратились в угрозу для жизни церкви. Павел и ранее пытался вмешаться в течение событий, но ему дважды воспрепятствовал в этом сатана (1-е Фессалоникийцам 2:18). Поэтому апостол в письм. форме излагает свой взгляд на эти опасности и указывает путь к их преодолению. Усиление гонений принесло церкви благословение; вера, любовь и терпение возросли и могут служить примером для других церквей. кроме того, происходит четкое размежевание между членами церкви. Верующие, провер. испытаниями, становятся достойными Царства Божьего (2-е Фессалоникийцам 1:5), в то время как враги Христа своими злодеяниями уготавливают себе праведный суд. Эти бедствия заставляют церковь с тем большей надеждой ожидать дня пришествия Господа для великого Суда, несущего вечную гибель всем, не признавшим Бога или не проявившим послушания Ему, несмотря на свою веру (2-е Фессалоникийцам 1:8). Апостол наставляет церковь, чтобы, несмотря на бедствия, она оказалась достойной своего призвания и этим прославила имя Христа (2-е Фессалоникийцам 1:11:12). Большую опасность для церкви представляли также лжеучителя, которые, ссылаясь на Павла, утверждали, что день Господень уже наступил (2-е Фессалоникийцам 2:2). Апостол опровергает это ложное утверждение указанием на то, что перед Вторым пришествием Христа должен открыто и беспрепятственно проявить себя антихрист. Это произойдет по воле Бога, Который т.о. получит основание для того, чтобы осудить всех возлюбивших неправду (2-е Фессалоникийцам 1:11:12). Павел благодарит Бога за братьев, избранных через «освящение Духа и веру истине» к спасению и «достижению славы Господа» (2-е Фессалоникийцам 1:13:14). Он просит верующих соблюдать верность учению и просит Бога утешать и утверждать их во всяком благом деле (2-е Фессалоникийцам 1:17). От верных Богу Павел ожидает молитв о распространении слова Божьего, чтобы через вмешат-во Господа могло осуществиться избавление от «беспорядочных и лукавых» людей (2-е Фессалоникийцам 3:2). Еще одна опасность, подстерегающая церковь, кроется в людях, обратившихся к вере, а потому называемых братьями (2-е Фессалоникийцам 3:6:15), но тунеядствующих. Они пытаются использовать милосердие трудолюбивых братьев, чтобы не работать самим. Такие люди позорят церковь. Там, где увещевания не помогают, таких братьев надо наказывать, прекращая общение с ними, а их имена сообщать апостолу. Т.о., Второе П.кФ. позволяет узнать о борьбе, которая велась за молодую, живую, но подвергавшуюся жестоким вражеским нападкам церковь.