Послание к Римлянам Библейская Энциклопедия Брокгауза

Послание к Римлянам занимает особое место среди посланий ап. Павла. В нем апостол обращается к церкви, находящейся в мировой столице, к той христ. общине, с членами которой он еще не был знаком лично (К Римлянам 1:10), но о которой слышал много хорошего (К Римлянам 1:8; К Римлянам 16:19). Павел говорит о своем намерении в ближайшее время посетить Рим (К Римлянам 15:24). В этом послании, где ощущается живая связь между реалиями повседневной жизни и верой, Павел раскрывает суть своей проповеди и миссионерского служения.

I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

1) ПОДЛИННОСТЬ.

П.кР. всегда рассматривалось как бесспорно принадлежащее Павлу. Оспаривалось лишь авторство двух последних глав, при этом высказывались след. причины: а) славословие (в Синод. пер. – К Римлянам 14:24-26) в некоторых рукописях встречается дважды, после К Римлянам 14 и в конце послания, что, однако, не является доказат-вом того, что оно не принадлежит Павлу; б) Маркион не включал К Римлянам 15 и К Римлянам 16 в текст послания. Тертуллиан, Ириней и Киприан в своих сочинениях также нигде не упоминают эти главы, но это могло быть простой случайностью. Что же касается Маркиона, то он вносил в текст НЗ произвольные коррективы, основ. на собств. богосл. представлениях; в) некоторым исследователям казались странными приветствия (К Римлянам 16:3-15), адресованные членам церкви, которую Павел еще не посещал. Поэтому текст К Римлянам 15 и К Римлянам 16 они пытались рассматривать как послание, первонач. направленное в Эфес, или как отдельное рекомендат. письмо (К Римлянам 16) для направлявшейся в Эфес диакониссы Фивы. Но против этого свидетельствует сам текст. Во-первых, стихи К Римлянам 15:14-29 определенно адресованы братьям, живущим в Риме (ср. К Римлянам 1:13-15). Во-вторых, благоприятный отзыв Павла об Акиле и Прискилле (К Римлянам 16:3) имел значение только для членов церкви, живущих в Риме, куда предположит. и направилась эта супруж. пара. Вместе с другими сотрудниками Павла (ср. К Римлянам 16:5:7:9:12) они надеялись встретить в Риме апостола, планировавшего посетить рим. церкви. В этом случае посылать рекомендации в Эфес было бессмысленно. кроме того, церкви вообще активно обменивались членами;

2) МЕСТО И ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ.

Судя по упоминанию Гаия (3) (К Римлянам 16:23; ср. 1-е Коринфянам 1:14) и Ераста (2-е Тимофею 4:20), местом написания послания был Коринф. Апостол планировал путешествие в Иерусалим с целью передать тамошней церкви пожертвования христиан из язычников (К Римлянам 15:26:31); это и другие обстоят-ва указывают на то, что зимой 55–56 гг. Павел провел три месяца в Греции (Деяния 20:2). Именно тогда, скорее всего, у него появилось достаточно времени для написания столь обширного послания;

3) АДРЕСАТ.

П.кР. свидетельствует о существовании в Риме христ. общины, подтверждением этому служит и текст Деяния 28:14 Связано ли возникновение рим. церкви с людьми, которые слышали проповедь Петра в день Пятидесятницы (Деяния 2:10), не установлено. Судя по сказанному у Светония, изгнание евреев из Рима (Деяния 18:2) было связано с появлением в городе христиан. Среди рим. знакомых и сотрудников Павла, которым он передает свои приветствия (К Римлянам 16:3-15), были и евреи. П.кР. позволяет сделать вывод о том, что Рим церковь состояла как из христиан, обращенных из язычников (К Римлянам 1:5; К Римлянам 11:13:17-24), так и из христиан-евреев (К Римлянам 7:1; К Римлянам 14:5:14:20). Рим церковь приняла истинное учение (К Римлянам 16:17), и Павел прославляет ее веру, послушание (К Римлянам 1:8; К Римлянам 16:19) и познания, которые дают возможность ее членам наставлять друг друга (К Римлянам 15:14). Но в Риме проявились и враждебные Павлу настроения, а его слово подвергалось искажению (К Римлянам 3:8; ср. К Римлянам 6:1), поэтому апостол предостерегает церковь от лжеучений (К Римлянам 16:17).

II. КОМПОЗИЦИЯ

А. Вступление:

1. Обращение и приветствия (К Римлянам 1:1-7).

2. Павел и рим. церковь (К Римлянам 1:8-15).

3. Тема послания (К Римлянам 1:16:17).

Б. Первая часть. Праведность от веры (К Римлянам 1:18К Римлянам 4:25):

1. Божий суд над язычниками (К Римлянам 1:18-32).

2. Бог как беспристрастный судья (К Римлянам 2:1-16).

3. Иудей перед Божьим судом (К Римлянам 2:17-29).

4. Преимущество, даруемое обрезанием (К Римлянам 3:1-8).

5. Божье обвинение человечеству (К Римлянам 3:9-20).

6. Откровение оправдания верой в Иисуса Христа (К Римлянам 3:21-31).

7. Доказат-во оправдания верой на примере Авраама (К Римлянам 4:1-25).

В. Вторая часть. Новая жизнь от Бога (К Римлянам 5К Римлянам 8:39):

1. Плоды благодати (К Римлянам 5:1-11).

2. Возникновение нового человечества во Христе Иисусе (К Римлянам 5:12-21).

3. Свобода от греха (К Римлянам 6:1-23).

4. Свобода от Закона (К Римлянам 7:1-6).

5. Закон и грех (К Римлянам 7:7-25).

6. Новая жизнь в Духе (К Римлянам 8:1-11).

7. Сыны Божьи, принявшие Духа усыновления (К Римлянам 8:12-17).

8. Надежда, благодаря ходатайству Духа (К Римлянам 8:18-27).

9. Божий замысел (К Римлянам 8:28-30).

10. Непоколебимость в вере (К Римлянам 8:31-39).

Г. Третья часть. Праведность через веру и Израиль (К Римлянам 9К Римлянам 11:36):

1. Плач об Израиле (К Римлянам 9:1-5).

2. Основа избрания (К Римлянам 9:6-13).

3. Бог свободен в выборе (К Римлянам 9:14-29).

4. Камень преткновения (К Римлянам 9:30-33).

5. Праведность через веру в ВЗ и вина Израиля (К Римлянам 10:1-21).

6. Остаток Израиля (К Римлянам 11:1-10).

7. Язычники и Израиль (К Римлянам 11:25-36).

Д. Четвертая часть. Жизнь в послушании вере (К Римлянам 12:1К Римлянам 15:13):

1. О праведном единстве (К Римлянам 12К Римлянам 13:14).

2. О праведной свободе (К Римлянам 14К Римлянам 15:13).

Е. Заключение (К Римлянам 15К Римлянам 16:24).

2) ОСНОВНЫЕ ИДЕИ.

В П.кР. Павел представляет богосл. обоснование своей миссии и поясняет основные положения своей проповеди. В К Римлянам 1 и далее названа основная тема: правда веры, или, точнее, «правда Божия от веры в веру». Все части П.кР. ориентированы на эту центр. идею: а) Павел начинает с того, что описывает состояние человека, как язычника, так и иудея, которого постигает откровение правды Божьей (К Римлянам 1:17; К Римлянам 3:21). Человек совершает грех и тогда, когда в своем непослушании заменяет поклонение Творцу поклонением твари (К Римлянам 1:25), и тогда, когда уповает на Закон как на возможность оправдаться перед Богом (К Римлянам 2:17). Всем выносится один и тот же приговор: грешен (К Римлянам 3:9). Грех устраняет различие между язычником и иудеем в глазах Бога. Путь к Богу через исполнение Закона, каким хотят идти иудеи, приводит к греху (К Римлянам 3:20). В этом бедств. для человека положении Бог открывает ему правду ( Истина), посылая людям Своего Сына – Иисуса Христа: «Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа» (К Римлянам 3:21). Правда Божья состоит в том, что оправдание перед Богом грешник получает «даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (К Римлянам 3:24). Высшим проявлением правды является Иисус, «Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру» (К Римлянам 3:25). Вера – это полное предание себя Божьей воле (К Римлянам 3:18), когда все ожидания связаны с Богом. Верующий получает оправдание не за какие-то заслуги, а исключит. по Божьей благодати (К Римлянам 3:24). Вера и благодать в П.кР. – взаимозависимые понятия, которые указывают на Божьи деяния, основ. только на Его любви. При этом вера исходит от человека, который может и хочет получать Божьи дары, а благодать исходит от Бога, дающего их даром; б) ап. Павел испытал силу Божьей правды; во второй части послания он говорит о ее воздействии на жизнь верующего. Ибо из жизни по вере должна произойти новая правда. С Иисуса началось новое человечество. Если от Адама на всех людей перешло проклятие, то Иисус стал источником благодати, приносящей вечную жизнь (К Римлянам 5:12). В жизни человека, получившего оправдание верой, проявляются плоды благодати (К Римлянам 5:3). Правда Божья действует как сила, «погребающая» грехи верующего вместе с Иисусом (К Римлянам 6:4). В вере человек, соединенный с Иисусом, Его смертью и Его воскресением, получает от Бога новую жизнь, которую он посвящает на служение Богу (К Римлянам 6:11). Верующему даровано и новое отношение к Закону. Умерев с Иисусом для греха (К Римлянам 6:2-11), верующий умирает для Закона и освобождается от него (К Римлянам 7:4-6). В этой связи Павел проясняет задачи и пределы Закона. Посредством Закона происходит осознание греха (К Римлянам 7:7), более того, Закон вскрывает грех, открывая тем самым плотскую, безбожную сущность человеч. природы (К Римлянам 7:13) в ее обреченности, но не указывая человеку путь к спасению (К Римлянам 7:23). Напротив, как раз через Закон грех пробуждает желание нарушить Закон (К Римлянам 7:8:11:13). Жизни в рабстве Закону противопоставлена новая жизнь, жизнь в Духе и под руководством Духа. Дух – это животворящая сила Божья (К Римлянам 8:11), которая руководит сынами Божьими (К Римлянам 8:14) и дарует им надежду на окончат. искупление (К Римлянам 8:23); в) Павел, будучи иудеем, фарисеем и книжником, знает особенности своего народа. Его народ – это избранный народ Божий. Теперь же Бог, в Своем окончат. откровении, обращается не только к израильтянам, но и к язычникам. Тема Израиля, проявляющаяся в первых восьми главах лишь подспудно, в главах К Римлянам 9, К Римлянам 10, К Римлянам 11 становится главной. Собрание общества Израиля – главная тема ВЗ, строительство Церкви Христовой – задача всей жизни Павла. Существует ли здесь противоречие? С печалью взирает Павел на своих сородичей и соотечественников. Бог среди множества благ даровал им обетования, они же отвергают исполнение этих обетований. Апостол констатирует: у Авраама было много детей, но лишь одного из его сыновей Бог избрал как носителя благословения (К Римлянам 9:1-8). В этом проявляется важная закономерность истории народа Израиля: идет отбор из потомков Авраама по плоти, и этот отбор производит Сам Бог (К Римлянам 9:15). Только некий остаток переживет возвещенный Исаией суд над народом (К Римлянам 9:27). Путь к вере для израильтянина оказался труднее, чем для язычника, т.к. первому трудно было согласиться с тем, что Христос положил конец Закону (К Римлянам 10:4), которым они надеялись оправдаться пред Богом. И в этом сбывается обетование, согл. которому язычники придут к спасению и которое тщетно было предложено израильтянам (К Римлянам 10:20). Оттолкнул ли Бог Свой народ, остаток которого так мал? Нет! Израиль лишь был очищен от бесплодных ветвей, но он останется полноценым Израилем, деревом, на котором нет трещин, поскольку язычники, которые придут к вере, будут «привиты» к его стволу. Те ветви, которые будут плодоносить, останутся на дереве; оказавшиеся же бесплодными будут удалены. Так Бог берет от иудеев и от язычников только то, что может принести плод, но в конце концов и весь Израиль будет спасен (К Римлянам 11:26). Израиль (VI); Язычник; г) прояснив судьбу Израиля, Павел не может обойти молчанием еще один вопрос, настоят. требующий ответа. Если Христос есть конец Закона и верующие больше не подчинены Закону, то как же отныне должна строиться их жизнь? Является ли свобода чад Божьих открытой дверью в жизнь, не стесненную отныне никакими установлениями? Жизнь нового народа строится на принципе свободы, которая, однако, не должна превращаться в произвол, поскольку эта свобода возможна только на основе единения всех верующих, и только как свобода, данная Богом и не выходящая за пределы Его воли. Обновление же ума делает верующего способным распознавать волю Божью, не будучи привязанным к букве Закона (К Римлянам 11:2). Каждый член сообщества народа Божьего осознает свою зависимость от Божьей милости. С др. стороны, к телу Христову – Церкви нас привязывает не только то, что мы получаем через общее благословение, но в еще большей степени то дарование, которым Бог благословил каждое Свое чадо и которое каждый должен принести на благо всего общества (К Римлянам 11:3-8). Верующие, как чада Божьи, руководствуются принципом любви к ближнему не только в отношениях между собой, но и в отношениях к неверующим, и к своим врагам (К Римлянам 11:9-21). Собств. зависимость от воли Божьей позволяет нам осознать тот факт, что и др. люди являются орудиями Божьими в Его действиях по отношению к нам. Рядом с нами или над нами Бог помещает и неверующих, чтобы они могли способствовать проявлению нашего послушания. Это показано на примере властей; даже безбожная власть – от Бога и потому может требовать от нас покорности (К Римлянам 13:1-7). Тело Христово как Божье орудие для исполнения Его замыслов в этом мире дает каждому то, что Бог приготовил для него, и прежде всего любовь (К Римлянам 11:8-10). Пребывающий в любви и в свободе ходит пред Богом в свете, поскольку ему нечего скрывать (К Римлянам 11:11-14). Истинная свобода может возникнуть только там, где люди сознают свою полную зависимость от Бога. Церковь объединяет людей старых и молодых, здоровых и немощных, сильных и слабых. Это многообразие не должно приводить к раздорам, духу осуждения не следует давать доступ в Церковь. Основанием ее внутр. жизни должна стать любовь, которая дает силу терпимо относиться друг к другу. Христос дал нам пример, на котором мы познаем, что свобода от собств. «я» дает возможность служить другим (К Римлянам 14). Там, где члены тела Христова пребывают в единстве и в свободе, они могут «едиными устами славить Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа» (К Римлянам 15:6).