Послание к Евреям Библейская Энциклопедия Брокгауза

Послание к Евреям

I. АВТОР

Вопрос об авторстве П.кЕ. с самого начала вызывал споры, поскольку имя автора здесь не названо. Восточная Церковь признает автором П.кЕ. ап. Павла, а Западная – Варнаву. М.Лютер высказал предположение, что послание написано Аполлосом. Мы же будем полагаться лишь на те сведения, которые имеются в самом П.кЕ. Его автор принял Благую Весть от тех, кто слышал ее от Самого Иисуса Христа, свидетельство Которого было подкреплено чудесами, знамениями и раздаянием Св. Духа (К Евреям 2:3). Он не входил в ближайшее окружение Иисуса, хотя пришел к вере одним из первых. Автор П.кЕ. принадлежал к той церк. общине, к которой адресовал свое послание и к которой намерен был вернуться (К Евреям 13:19:23). Он обращается к своим читателям как учитель (К Евреям 5:11К Евреям 6:8; К Евреям 10:26-31; К Евреям 12:14-17). Судя по его глубокому знанию ВЗ и иуд. обрядов, он был евреем, а учитывая прекрасный лит. стиль послания, можно предположить, что он получил эллинистич. образование. Возможно, послание было написано в Италии (К Евреям 13:24).

II. АДРЕСАТ

Указание на то, что послание обращено к евреям, имеется лишь в его заглавии. Многократное обращение автора к текстам ВЗ указывает на то, что оно было адресовано знатокам Писания. Все это дает возможность говорить о существовании иудеохрист. общины, но вопрос о том, где ее следует искать, остается нерешенным. Из отдельных деталей вырисовывается общая картина жизни общины. Достойные подражания наставники (К Евреям 13:7) заложили хорошие основы учения (К Евреям 6:1). Во время гонений, завершившихся для некоторых членов общины тюремным заключением или утратой состояния, верующие доказали стойкость своей веры, выдержав «великий подвиг страданий» и приняв «участие в делах других, находившихся в таком же состоянии» (К Евреям 10:32-34). Бог не забыл их «дело и труд любви», которые они совершили «во имя Его, послужив и служа святым» (К Евреям 6:10). Тем не менее дальнейшее существование общины находилось под угрозой. Верующие перестали расти в познании Писания и в духовной жизни (К Евреям 5:11-14). Новые гонения они, очевидно, переносили не так стойко, как прежние (ср. К Евреям 10:35; К Евреям 13:3:13). Стремление к спасению у них ослабло (К Евреям 12:12-17), и некоторые покинули общину (К Евреям 10:25). Если церковь не восстановит свои силы, предупреждает автор, то многие окажутся оскверненными от соприкосновения с распространяющейся нечистотой (К Евреям 12:15).

III. ВРЕМЯ СОЗДАНИЯ

Самое раннее свидетельство существования П.кЕ. – его цитирование Климентом Александрийским в его Первом послании (90–100 гг. по Р.Х.). Поскольку П.кЕ. предполагает, что в Иерусалимском храме проходили службы, то можно утверждать, что оно было написано до разрушения Иерусалима в 70 г. по Р.Х. Т.к. первые наставники церк. общины, лично видевшие и слышавшие Христа (К Евреям 2:3), уже умерли (К Евреям 13:7), то временем написания П.кЕ. можно считать начало или середину 60 гг. (62 г. по Р.Х. – смерть Иакова, 64 г. по Р.Х. – первые гонения на христиан в Риме).

IV. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ ПОСЛАНИЯ

Автор П.кЕ. подчеркивает роль личности Христа как Первосвященника Нового Завета. Тем самым он стремится предостеречь иудеохристиан от возврата к внешним обрядовым формам ВЗ. Цель П.кЕ. – увещевание, предостережение от отпадения и призыв к верности. За каждым сравнением Иисуса с Моисеем, Аароном, Мельхиседеком и др. следуют увещевания и предупреждения о том, что отпадение может произойти на любой духовной ступени; чем выше поднялся верующий, тем страшнее будут последствия его отпадения. Автор стремится показать, что прирастание познаний требует укрепления верности и святости, а возрастание в святости приведет к углублению познания.

V. КОМПОЗИЦИЯ А. Слава Христова (К Евреям 1К Евреям 7:28): 1. Превосходство Христа над пророками (К Евреям 1:1-3).

2. Превосходство Христа над ангелами (К Евреям 1К Евреям 2:18):

а) свидетельства из Писания (К Евреям 1:4-14);

б) предостережение (К Евреям 2:1-4);

в) необходимость временной униженности Иисуса (К Евреям 2:5-18).

3. Превосходство Христа над Моисеем (К Евреям 3К Евреям 4:13):

а) сравнение Иисуса с Моисеем (К Евреям 3:1-6);

б) предостережение (К Евреям 3К Евреям 4:13).

4. Превосходство Христа над Аароном (К Евреям 4К Евреям 6:20):

а) сравнение Иисуса с Аароном (К Евреям 4К Евреям 5:10);

б) увещевание (К Евреям 5К Евреям 6:20).

5. Превосходство Христа над Мелхиседеком (К Евреям 7:1-28):

а) превосходство Мелхиседека над Авраамом (К Евреям 7:1-4);

б) превосходство Мелхиседека над левитами (К Евреям 7:5-10);

в) превосходство Христа над всеми (К Евреям 7:11-28).

Б. Спасение при новом священстве (К Евреям 8К Евреям 13:22):

1. Необходимость заключения нового завета (К Евреям 8:1К Евреям 9:10):

а) служение в истинной скинии Божьей (К Евреям 8:1-5);

б) новый Божий народ (К Евреям 7:6-13);

в) временный характер ветхозаветного богослужения (К Евреям 9:1-10).

2. Блага спасения нового завета (К Евреям 9К Евреям 10:39):

а) дарования во Христе (К Евреям 9К Евреям 10:18);

воздействие крови Христа (К Евреям 9:11-28):

вечное спасение, очищение для служения, укрепление завета,

устранение грехов через вхождение в небесное святилище;

послушание и святость как следствие принесения в жертву тела Христа (К Евреям 10:1-18);

б) увещевание и предостережение верующих (К Евреям 10:19-39).

3. Жизнь в вере (К Евреям 11К Евреям 13:19):

а) сущность веры (К Евреям 11:1-6);

б) свидетели веры в Ветхом Завете (К Евреям 11:7-40);

в) жизнь в вере в Новом Завете (К Евреям 12К Евреям 13:21):

жизнь по примеру Христа (К Евреям 12:1-3);

Бог воспитывает верующих (К Евреям 12:4-11);

жизнь в святости (К Евреям 12:12-17);

жизнь по верно воспринятому Слову (К Евреям 12:18-29);

отдельные наставления (К Евреям 13:1-19).

В. Заключение: приветствия и благословение (К Евреям 13:20-25).

VI. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ П.кЕ. указывает на превосходство нового завета над старым (ветхим). Новый Завет несет в себе совершенное откровение Божье в Христе (К Евреям 1:1-3). Ветхий Завет – прообраз нового и подготовка к нему (К Евреям 8:7-13; ср. Иеремия 31:31). Христос, наследник всего сотворенного (К Евреям 1:2), «образ ипостаси» Бога и сияние Его славы (К Евреям 1:3), унизил Себя, чтобы, будучи истинным Первосвященником по чину Мелхиседека (К Евреям 5:10; К Евреям 7:15-17), принести Себя в жертву: в святости (К Евреям 7:26), сострадании (К Евреям 4:15) и послушании (К Евреям 10:7). То, что не было достигнуто всеми жертвоприношениями, совершавшимися в ветхозаветных богослужениях (К Евреям 10:1-4), сделал Иисус Христос «Своею Кровью» (К Евреям 9:12), принеся в жертву Свое тело (К Евреям 10:10): Он приобрел вечное искупление (К Евреям 9:12), устранил грех (К Евреям 9:26), «очистил совесть» людей «от мертвых дел» для истинного служения Богу Живому и Истинному (К Евреям 9:14). Многочисл. ветхозаветным жертвам противопоставлена однажды принесенная несравненная жертва Христа, через которую Он навсегда «сделал совершенными освящаемых» (К Евреям 10:10:14). Земное святилище (⇒ скиния и храм) уступило место святилищу небесному (К Евреям 8:2), вход в которое верующим открыл Своей кровью Христос (К Евреям 10:19-23). Вместе с новым священством вступил в силу и новый Закон (К Евреям 7:12) – закон Веры, которая преодолевает видимую бренность «осуществлением ожидания и уверенностью в невидимом» (К Евреям 11:1:4-38). Церковь призвана к вере (К Евреям 10:35-39), поскольку при всей превосходящей славе нового завета все же существует опасность отпадения – преднамеренный грех может воспрепятствовать спасению верующих (К Евреям 6:4-6; К Евреям 10:26). Поэтому Церковь сравнивается с народом Израиля во времена странствования его по пустыне (К Евреям 3:7-19). Члены Церкви несут ответственность друг за друга, поскольку отставший становится «горьким корнем» раздора и причиной осквернения всех ее членов (К Евреям 12:15; ср. К Евреям 3:12; К Евреям 4:1:11).