Послание Иакова Библейская Энциклопедия Брокгауза

Послание Иакова

I. АВТОР

В начале послания автор, приветствуя братьев в рассеянии, говорит о себе: «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа» (Иакова 1:1). При этом он не сообщает о своем апостольстве, из чего можно заключить, что послание было написано Иаковом (4), братом Господним, авторство которого подтверждается и церк. преданием.

II. АДРЕСАТ И ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ

Послание обращено к христианам (Иакова 2:1:5:7) из иудеев, «находящимся в рассеянии» (Иакова 1– греч. эн те диаспора). Из текста послания видно, что эти люди хорошо знали сельское хоз-во (Иакова 5:4:7) и жили, вероятно, недалеко от Палестины (см. Иакова 5:7: ранний и поздний дожди); некоторые из них были, видимо, ремесленниками или торговцами (Иакова 4:13). Не вполне ясным представляется положение «богатых» среди остальных христиан: они – члены общины (Иакова 1:10; Иакова 2:2), но в то же время противопоставлены остальным христианам (Иакова 2:6:7; Иакова 5:1-6). Поскольку собрание обозначено здесь словом сюнагоге (Иакова 2:2), ученые высказывали предположение, что этими «богатыми» были иудеохристиане, еще не окончат. порвавшие с евр. общиной и ее богослужением. Однако среди адресатов П.И. уже были учителя (Иакова 3:1) и пресвитеры церкви (экклесиа; Иакова 5:14). Эти не поддающиеся сегодня однозначному толкованию обстоят-ва дают основание относить П.И. ко времени зарождения первых христ. общин. Многие ученые рассматривают его как древнейший новозаветный текст, который, возможно, был написан еще до Апостольского собора, т.к. в нем отсутствуют к.-л. сведения об обращенных язычниках и ничего не говорится об обязательном исполнении Закона христианами. Возможно, что иудеохристиане, к которым направлено послание, жили в Сирии, в окрестностях Антиохии (см. Деяния 11:19). Однако другие ученые датируют П.И. прим. 60 г. по Р.Х. Видимо, адресаты послания знали основные положения учения Павла, след., к этому времени по крайней мере некоторые из апостольских посланий уже были написаны. Во всяком случае, отсутствие упоминания о разрушении Иерусалимского храма дает основание считать, что П.И. было написано до 70 г. по Р.Х.

III. ПОСЛАНИЕ ИАКОВА И ЕВАНГЕЛЬСКАЯ ТРАДИЦИЯ

П.И. во многом схоже с благовествованием Иисуса Христа, по крайней мере с тем, как оно изложено в первых трех Евангелиях. Прежде всего это относится к стилистике повествования с ее насыщенностью образами, взятыми из мира природы. кроме того, в нем автор постоянно обращается к учению Иисуса и, прежде всего, к ⇒ Нагорной проповеди, хотя и не приводит при этом прямых цитат. Можно предположить, что автор и его читатели хорошо знали содержание проповеди Иисуса, что дает ключ к решению вопроса о происхождении Евангелий. Ср. Иакова 1:4 с От Матфея 5:48; Иакова 1:5:6:17 с От Матфея 7:7-11; От Матфея 21:21:22; Иак. 1с От Матфея 7:21-27; Иак. 2с От Луки 6(«блаженны нищие», пер. НЗ под ред. еп. Кассиана); Иак. 2с От Марка 12:31; Иак. 2с От Матфея 5:7; Иак. 3с От Матфея 7:16; Иакова 3:18 с От Матфея 5:9; Иак. 4с От Матфея 6:24; Иакова 4:11:12 с От Матфея 7:1; Иак. 4с От Матфея 10:28; Иакова 4:13:14 с От Луки 12:16-20; Иакова 4:17 с От Луки 12:47; Иак. 5с От Луки 6:24:25; Иакова 5:2:3 с От Матфея 6:19; Иак. 5с От Матфея 5:34-37.

IV. СОДЕРЖАНИЕ

П.И. обращено к тем христианам, которые, будучи знакомы с учением Иисуса (см. Иакова 3:1), нуждались в практич. помощи, чтобы строить свою жизнь не на эгоистич. расчете, а на вере. Раскрыв сущность всякого искушения и его причины (Иакова 1:2-18), автор призывает верующих поступать по Слову Божьему (Иакова 1:19-27), что несовместимо с лицеприятием (Иакова 2:1-13). Вера, не находящая выражения в делах, мертва: никто не может апеллировать к своей исключит. умозрительной вере (Иакова 2:14-26). В общении между людьми должны господствовать даруемая свыше мудрость и смирение, а не безудержное пустословие, себялюбивые распри, клевета и взаимное осуждение (Иакова 3:1Иакова 4:12). Человеком должна руководить Божья воля, а не стремление к выгоде (Иакова 4Иакова 5:6). В заключение Иаков призывает к долготерпению в страданиях (Иакова 5:7-11), к искренности, не требующей никаких клятв (Иакова 5:12), напоминает о силе молитвы (Иакова 5:13-18) и о необходимости помогать братьям, уклонившимся от истины (Иакова 5:19:20).

V. ЗНАЧЕНИЕ ПОСЛАНИЯ Было бы ошибкой, подобно М.Лютеру, назвавшему П.И. «полным соломы» и протестовавшему против включения этой книги в канон, искать в нем основополагающие теоретич. высказывания ( Вера, II,6). Выдвинутые автором идеи понятны человеку, оказавшемуся в нужде и имеющему личный опыт повседневного борения в вере. Для него раскрывается значение трезвого и практичного подхода Иакова, глубоко и ясно понимающего трудности и опасности духовной жизни и своими наставлениями укрепляющего дух верующего.