Покаяние, каяться Библейская Энциклопедия Брокгауза

Покаяние, каяться

I. ПЕРЕВОД

Слово «каяться», которым в Синод. пер. передается ряд евр. и греч. слов [евр. шув, «обратиться», «возвратиться», нахам, «сожалеть о чем-либо», «раскаиваться в чем-либо» и греч. метаноэйн, «изменять образ мыслей» ] часто трактуется только в значении греч. метаноэйн – «изменять образ мыслей». Однако подобное толкование слишком односторонне. Греч. слово метанойа («покаяние») в своем значении восходит к ВЗ, передавая смысловое содержание евр. слова шув (хотя в Септуагинте шув передается как эпистрэфэйн – «оборачиваться», «возвращаться»). Слово шув имеет более широкое значение, чем просто «духовный процесс изменения взглядов». Оно относится к существу человека и обозначает его полное обращение к Яхве. Это выражается в повиновении Божьей воле, в доверии к Господу, в отказе от помощи других богов и людей (в частн., от вступления в воен. коалиции с язычниками), в недопущении злых и богопротивных поступков. Все это присутствует и в новозаветном понятии «П.», которое существенно обедняется, когда его сводят к значению слова метанойа.

II. КТО ПРИВОДИТ К ПОКАЯНИЮ

В Библии ясно говорится, что к П. приводит Сам Бог, Его благость (К Римлянам 2:4). Бог обращает Свой народ, и народ кается (Иеремия 31:19). Он устанавливает связь с человеком и приближает Царство Небесное (От Матфея 3:2). В Своем Сыне Иисусе Христе Бог призывает людей обратиться (От Матфея 4:17; От Матфея 9:13), даруя П. не только Своему народу Израилю, но и язычникам (Деяния 11:18). Бог не хочет смерти «беззаконника», Он желает, чтобы грешник «обратился от путей своих и был жив» (Иезекииль 18:23). П., к которому призывают апостолы (Деяния 2:38), – это не насилие человека над собой и не свидетельство его внутр. смятения, а обращение к Иисусу Христу, Который «пришел взыскать и спасти погибшее» (От Матфея 18:11). Из притчи о блудном сыне (От Луки 15) становится ясно, что П. человека заключается в исповедании им своей вины (От Луки 15:21; ср. Иов 42:6; Притчи 28:13; 1-е Иоанна 1:9) не только перед Богом, но, если необходимо, и перед человеком (Иакова 5:16). Обращение невозможно без веры и надежды, основанных на жертв. смерти Иисуса Христа (От Луки 24:47).

III. ВНЕШНЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ПОКАЯНИЯ

П. и обращение начинаются с отказа от самооправдания и, возможно, даже с отказа человека от своей предыдущей жизни. Это может сопровождаться внешними проявлениями: постом (Иоиль 2:12; Иона 3:5), плачем (От Матфея 26:75; От Луки 7:37), разрыванием одежд (3-я Царств 21:27; 1Езд. 9:3), облачением в траур (Иона 3:5) и биением себя в грудь (От Луки 18:13). Пророки во все времена выступали против внешнего П., не сопровождавшегося искренним обращением. Иoиль призывает вместо разрывания одежд «раздирать» сердца (Иоиль 2:12), а Иоанн Креститель предостерегает от внешнего притворства, оставляющего в забвении «достойный плод покаяния» (От Матфея 3:7). Истинное П., начинающееся с признания собств. вины (Иов 42:6), ведет к совершению праведных поступков (Деяния 26:20), включая отказ от прежнего образа жизни (К Римлянам 6:1).

IV. ПОКАЯНИЕ И НАЧАЛО НОВОЙ ЖИЗНИ

П. тесно связано с верой, возрождением и крещением (От Марка 1:15; От Луки 24:47; Деяния 2:38). Именно эту связь имел, вероятно, в виду автор Послания к Евреям, когда писал о возможности покаяться лишь единожды (К Евреям 6:4-6; ср. К Евреям 12:17). Т.о., несмотря на безграничность Божьей милости, возможность к П. имеет свои пределы. Человек кается однажды, как однажды принес Себя в жертву Христос (К Евреям 7:27; К Евреям 9:12; К Евреям 10:10). Сознат. совершение тяжкого греха может сделать П. невозможным, т.к. истинное П. включает не только признание вины, но и отказ от греховных поступков. Отказ покаяться приводит к ожесточению человека (ср. К Римлянам 9:18). После Второго пришествия Иисуса П. станет невозможным. Именно поэтому в Сир. 18:22 звучит призыв не откладывать обращение и П. до смертного одра (что было обычным явлением в древней Церкви). Наряду с П. как поступком, совершаемым лишь однажды на пути обращения к Богу, существует повседневное П., каждый раз заново подтверждающее уже совершенное однажды: «умерли со Христом» (К Римлянам 6:8), «умер однажды» (К Римлянам 6:10), но, несмотря на это, необходимо «почитать себя мертвыми» (К Римлянам 6:11). Решение обратиться не принимается каждый раз заново, но постоянно подтверждается и укрепляется.

V. ПРОПОВЕДИ О ПОКАЯНИИ В БИБЛИИ В Библии содержится множество проповедей о П. Главными проповедниками П. в ВЗ были Иеремия (Иеремия 2:1; Иеремия 3:1), (Амос 5), Иона (Иона 5), а в НЗ – Иоанн Креститель (От Матфея 3:1). Эту традицию продолжил Иисус, а ап. Петр ввел ее в древней Церкви (см. Деяния 2:14:37). В проповеди о П. человеку указываются пути Господни (Исаия 55:7; Иеремия 25:5) и обличаются его собственные «злые пути», ведущие к несправедливости (Амос 3:10) и в конечном итоге – к смерти (Иеремия 21:8). Эта проповедь отнюдь не призвана повергнуть слушателя в отчаяние, она открывает ему путь спасения (Амос 9:11; От Луки 3:18). В этом и заключается ее отличие от предсказаний грядущих бед. Следствием истинной проповеди П. является обращение грешника, принятие им Евангелия (От Марка 1:15) и прощение грехов (От Луки 24:47; Деяния 5 и др.). Церковь по повелению Христа возлагает на себя миссию проповедовать П. всему человечеству (От Луки 24:47; Деяния 17:30). Обращение, обратить, обратиться.