Познание, познавать Библейская Энциклопедия Брокгауза

Познание, познавать В др.-евр. мышлении (и в сформировавшемся под его влиянием мышлении новозаветном) понятие «познание» [евр. яда] определяется прежде всего отношением человека к Богу.

I. ПОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ СОЗДАННОГО БОГОМ МИРА

1) Бог даровал людям естественную способность П. «Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца» (Екклесиаст 3:11). Способность П. земные явления еще не дает человеку истинного и полного совершенства. В Екк. 1сказано: «...и предал я сердце мое тому, чтоб исследовать и испытать мудростию все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем», а в Екк. 1говорится: «...потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь». Истинным предметом П. являются дела Божьи и Его воля (К Колоссянам 1:9), а также тайны Его Царства (От Матфея 13:11);

2) естеств. способности человека несовершенны (1-е Коринфянам 13:9). Даже видимый сотвор. Богом мир человек до конца познать не может (Иов 38), но в еще большей степени это относится к П. Бога. То, что человеку дано познать о Нем, лишь «части путей Его», лишь то немногое, что мы слышим о Нем, «а не гром могущества Его» (Иов 26:14). Но хотя человек и знает об ограниченности своего познания, он часто проявляет высокомерие, поклоняясь своему знанию и опыту. «Знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать; но кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1-е Коринфянам 8:1);

3) опасность П., понимаемого как самоцель, становится очевидной в учении гностицизма [греч. гносис, знание], с которым пришлось бороться ранней Церкви (ср. Антихрист, I). В конечном итоге гностики прославились тем, что познали «глубины сатанинские» (Откровение 2:24). Говоря об их заблуждении, ап. Павел подчеркивает, что совершенное П. возможно лишь там, где по отношению к злу человек остается невинным, т.е. уподобляется младенцу (1-е Коринфянам 14:20);

4) глагол «П.» употребляется в Библии также, когда речь идет о половых отношениях в браке (Бытие 4:1; 1-я Царств 1:19; 3-я Царств 1:4).

II. ПОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ БОГА

1) П. Бога людьми, о чем говорится в Библии, основано на отношениях, существующих между Создателем и созданием, которому Бог открыл Себя. «Бог не был бы Создателем, если бы возможность познавать Его исходила бы не от Него Самого» (О.Вебер). Только поэтому человек может познавать Бога, иначе были бы невозможны представления о том, что природа и история являются продуктом Божьего творчества;

2) в Эдемском саду Бог открыл Себя первым людям и лично общался с ними. В результате грехопадения эти отношения изменились, грех отделил человека от Бога. «Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо Его от вас» (Исаия 59:2). Однако если бы после грехопадения Бог лишил человека Своих откровений, то вскоре всякое богопознание прекратилось. Поэтому Бог поддерживал связь с человеч. родом, хотя люди и не искали этой связи. Так, мирской человек, полагающий, что освободился от Бога, все же оказывается охваченным Божьим откровением. «Да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (От Матфея 5:45), и Сын Человеческий «держит все словом силы Своей» (К Евреям 1:3). Так происходит и поныне;

3) Библии известно ЕСТЕСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ БОГА, источниками которого служат: сам факт сотворения мира, история человечества и человеч. совесть: а) из факта сотворения мира человек мог и должен был познать «вечную силу Его и Божество» (К Римлянам 1:19). Человек несет ответственность за то, что он не осознал это Божье откровение; б) в процессе истории Бог вступал в разного рода отношения с языч. царями и народами, особенно тогда, когда они соприкасались с народом Израиля (напр., с фараоном, Навуходоносором, Киром, Пилатом, Феликсом, Фестом); в) внешнее свидетельство (факт сотворения мира и история), дополняется внутр. свидетельством – человеч. совестью. Это свидетельство не следует как переоценивать, так и недооценивать. Совесть приказывает человеку делать добро и не совершать зла (см. К Римлянам 2:14). Естественное П. Бога может быть неясным и неосознанным (Деяния 17:23), оно касается лишь богооставленности человека (К Римлянам 1:20), а не пути к спасению, лишь Закона (К Римлянам 2:15), а не Евангелия, ибо путь к спасению и Благая Весть могут быть познаны только через Божье откровение;

4) ПОЗНАНИЕ БОГА ЧЕРЕЗ ОТКРОВЕНИЕ:

а) Бог избрал народ, чтобы дать ему особое откровение о Себе. Эти откровения Божьи народу Израиля изложены в ВЗ: «ведом в Иудее Бог» (Псалтирь 75:2). В библ. П. Бога мы сталкиваемся с принципиальной двойственностью, отличающей Его от божеств в представлении язычников: Бог, с одной стороны, познается как некая Личность, с Которой можно общаться лично, и с другой, – как Господь, т.е. творец истории Своего народа; б) НЗ говорит нам об окончат. и завершающем Божьем откровении, выраженном в личности Иисуса Христа (От Иоанна 1:14; К Евреям 1:1), через Которого люди отныне могут прийти к П. Бога, основанному на прощении грехов (Иеремия 31:34). Иисус говорил: «Видевший Меня видел Отца» (От Иоанна 14:9). Все, что люди видели в Иисусе и слышали о Нем, вело к П. Бога;

5) ПОЗНАНИЕ ХРИСТА – это П. Его сущности (истинный Бог и истинный Человек) и Его дел, т.е. познание Его славы (2-е Коринфянам 4:6). П. Христа даруется Самим Богом (От Матфея 16:17), оно сообщается через Писание (От Иоанна 5:39) и проповедь (2-е Коринфянам 4:4:6), через воздействие Св. Духа (К Ефесянам 1:17). П. Христа (2-е Петра 3:18), которое одноврем. является и общением с Ним (От Иоанна 10:14), ведет к превращению «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (К Ефесянам 4:13). В Христе сокрыты все сокровища премудрости и ведения (К Колоссянам 2:3). П. Бога Отца и Христа (см. От Иоанна 14:7) дарует благодать и мир (2-е Петра 1:2), а также жизнь вечную (От Иоанна 17:3). Поэтому ап. Павел говорит: «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего» (К Филиппийцам 3:8);

6) если П. Бога означает жизнь вечную (От Иоанна 17:3), то оно должно быть ДЕЙСТВЕННЫМ ПОЗНАНИЕМ, т.е. П. не только Его существа, но и Его воли (Иеремия 22:16; Деяния 22:14; 1-е Коринфянам 14:37). Это, с одной стороны, ведет человека к П. самого себя и осознанию своей греховности (Иов 42:2-6), для чего, в частности, был предназначен Божий Закон, излагавший Его волю (К Римлянам 3:20; К Римлянам 7:7), а с другой – к деятельному послушанию, из которого опять же вырастает новое П. (К Колоссянам 1:9-11). Напротив, злые дела и грехи, свидетельствуют об отсутствии истинного П. Бога (К Титу 1:16; 1-е Иоанна 3:6). Никакая ученость книжников не гарантирует им П. Бога, у иных она может даже отнимать «ключ разумения» (От Луки 11:52). Как особый Божий дар знание упомянуто и среди даров Духа ( Дар, дарование) (1-е Коринфянам 12:8).