Плач, оплакивать (стенания, вопль, жалоба, сетование). Библейская Энциклопедия Брокгауза

Плач, оплакивать (стенания, вопль, жалоба, сетование). Стенания, П. и жалобы служат выражением физич. или душевных страданий (Иов 9:27; Иов 30:31), безысходного горя и печали (Исход 6:5), а также скорби от содеянных грехов (Иоиль 2:12). Вопль верующих обращен к Богу (Псалтирь 63:2; Псалтирь 101:1), Который способен превратить сетование в ликование (Псалтирь 29:12). Однако Бог может запретить пророку сетовать на бедствия, постигшие непокорный народ, равно как и заступаться за него (Иеремия 7:16).

I. Почти у всех вост. народов существовали более или менее устоявшиеся формы ПЛАЧА ПО УМЕРШЕМУ, общественного траура, который мог продолжаться от нескольких дней до нескольких недель. Иосиф семь дней оплакивал Иакова, а до него в течение 70 дней это делали египтяне (Бытие 50:3:10); по 30 дней израильтяне скорбели по Аарону и Моисею (Числа 20:29; Второзаконие 34:8). Как правило, в тех случаях, когда умирал близкий человек, его родственники нанимали плакальщиков, чаще плакальщиц (Екклесиаст 12:5; Иеремия 9:17; От Марка 5:38; ср. От Матфея 9:23; От Луки 8:52), чтобы те оплакали умершего. На этот период люди надевали траурные одежды, снимали обувь и украшения, катались в пепле, посыпали голову прахом, прикрывали рот платком, стриглись наголо и наносили себе на кожу царапины. Однако у израильтян определ. языч. формы этих знаков траура были запрещены (Левит 19:27; Второзаконие 14:1; Плешивый (лысый). Вместе со скорбящими плакальщики преломляли в печали хлеб и подавали им чашу утешения (Иеремия 16:6; Иезекииль 24:16; Иезекииль 27:30-32).

Собственно оплакивание покойника выражалось разными средствами: от громких воплей, горестных причитаний, восклицаний типа: «Увы, брат! Увы, государь!» (3-я Царств 13:30; Иеремия 22:18; Иеремия 34:5), до законченных по форме поэтич. произведений, подобных тем, которые мы находим у Давида (2-я Царств 1:17-27; 2-я Царств 3:33). Этот П. был написан стихотворным размером, называемым «хромающим стихом» (кина). Упоминается в Библии и несохранившаяся «плачевная песнь» Иеремии о царе Иосии, при этом говорится о существовании собрания подобных «плачевных песней» (2-я Паралипоменон 35:25). Особенно скорбным бывал П. по единств. сыну или первенцу (Иеремия 6:26; Захария 12:10). Считалось большим несчастьем, если умерший оставался неоплаканным, т.е. не был похоронен по всем правилам (Иеремия 16:4; Иеремия 25:33). Из притчи Иисуса можно заключить, что дети в Палестине играли в похороны и в оплакивание покойного (От Матфея 11:17). Пророки использовали стихотворную форму П. по умершему в своих проповедях для предсказания грядущего суда над теми, кто в тот момент был еще жив (Иезекииль 19:1; Иезекииль 26:17; Иезекииль 27:2; Иезекииль 32:2-16; Амос 5:1:16; ср. в НЗ Откровение 18:9-19). Пр. Исаия развивает эту традицию. В Исаия 53 в форму П. облечено новое содержание: предвещается уже не смерть, а жизнь, происходящая из смерти. Ранее Бог установил границы выражения скорби. Божьему народу были запрещены некоторые знаки траура. Священники могли нарушить культовую чистоту только в случае смерти самых близких родственников (Левит 21:1-6); первосвященнику вообще запрещалось соблюдение траура и прикосновение к умершему (Левит 21:10). То же относилось и к посвященным Богу (Числа 6:6-8; Назорей). Когда у пр. Иезекииля умерла жена, всякое внешнее проявление скорби было ему запрещено (Иезекииль 24:16). Иисус изгнал плакальщиц из дома Иаира (От Луки 8:54). Когда на пути к кресту иерусалимские женщины стали оплакивать Иисуса, Он сказал им, чтобы они лучше плакали о себе и своих детях (От Луки 23:27; ср. Иеремия 9:17). Стефана после его смерти оплакали «мужи благоговейные», об участии же церкви в этом ничего не говорится (Деяния 8:2). Об оплакивании умерших говорил и Павел (1-е Фессалоникийцам 4:13-18). Надежда на воскресение победила погребальный П. Именно этим определялось в первые столетия существования Церкви отношение христиан к смерти. Один из церк. писателей II столетия говорил: если кто-то праведный покидает этот мир, радуйтесь и благодарите Бога, а его телу окажите такие проводы, как если бы он переезжал из одного места в другое (Аристид «Апология»). Когда позднее к христианам вновь стали проникать связанные с трауром языч. обычаи, то запрет на услуги плакальщиков уже сопровождается угрозой отлучения от Церкви, поскольку П. по умершему и траур несовместимы с надеждой на воскресение и ставят под сомнение веру христиан (Иоанн Златоуст, конец IV в. по Р.Х.);

2) ЖАЛОБА в правоведении – это обвинение одним лицом другого перед судом ( Право, правосудие). Жалобы членов церкви друг на друга, их споры между собой должны улаживаться внутри церкви (1-е Коринфянам 6:1-8). ( Суд Судить.) Сатана, противник верующих (1-е Петра 5:8), является их обвинителем перед Богом (Иов 1:9; Иов 2:4; Захария 3:1; Откровение 12:10). Дьявол.