Плата, вознаграждение, награда Библейская Энциклопедия Брокгауза

Плата, вознаграждение, награда

I. Человек получает П. за работу, выполненную им по поручению другого человека. Каждый, кто выполняет к.-л. работу, должен быть вознагражден за нее (ср. Бытие 29:15; Левит 19:13; Второзаконие 24:14:15; От Луки 10:7). Ветхозаветный Закон и пророки свидетельствуют о том, что выплата заслуженного вознаграждения соответствует Божьей воле. В числе других обществ. пороков, которые одноврем. характеризуются как непослушание Богу, упоминаются невыплата вознаграждения (Иеремия 22:13) и требование вознаграждения тогда, когда оно недопустимо (Михей 3:11).

II 1) в метафорич. значении слова «вознаграждение», «плата» «награда» (в Синод. пер. обычно – «доля», «участь», «жребий», «наследие», «возмездие» и др.) встречаются прежде всего в тех случаях, когда говорится о воздаянии Бога человеку за непослушание и недобрые дела. Это «вознаграждение» заключается в несчастье, неурожае, голоде, болезнях, смерти, в рассеянии народа на чужбине. (Ср. Иов 20:29; Иов 27:13; Псалтирь 10:6; Исаия 17:14; Иеремия 6:19; Иеремия 13:25; К Римлянам 1:27; 2-е Петра 2:13.) Истинное же вознаграждение – счастье, радость, благополучие, духовное благословение – полагается человеку за послушание и за праведные дела (Псалтирь 18:12; Исаия 61:8);

2) иуд. законники выстроили след. схему отношений человека с Богом: кто совершает дурное, на того – как правило, уже в этой жизни – обрушиваются Божье наказание и несчастья, а тот, кто поступает праведно и послушен Богу, может рассчитывать на земное благополучие и на Божье благословение (см. От Луки 18:9-14). Из речей друзей Иова, равно как и из От Луки 13:1-5; От Иоанна 9:2 и др., можно сделать заключение, что подобные идеи получили свое дальнейшее развитие, в результате чего выводы о смирении или непослушании человека, о его праведности или греховности делались на основании лишь внешних обстоятельств его жизни. Говоря о том, что Бог повелевает солнцу восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных, Иисус дает понять, что по тому, как сложилась жизнь человека, нельзя судить об отношении к нему Бога (От Матфея 5:44:45);

3) Иисус часто говорил о будущем вознаграждении верующим (От Матфея 5:12; От Матфея 10:41:42; От Матфея 19:27-29; От Луки 6:23); при этом Он, однако, показывал, что человек не может требовать у Бога награды (От Матфея 20:1-15; От Луки 17:7-10). Притча о работниках в винограднике убедительно доказывает, что для подданных Царства Христова не существует «сдельной оплаты труда». Здесь главную роль играет не видимая жизнь человека, а насыщение его Божьей правдой ( Справедливость, праведность) (От Матфея 5:6), т.е. принадлежность ко Христу и обитание в нем Св. Духа. Отношения работника и господина, предусматривающие обязат. выплату вознаграждения, сменяются сыновними отношениями верующего со своим Отцом Богом, при которых П. более не требуется (От Матфея 6:1-5; От Луки 6:35; К Римлянам 4:4:5). Вознаграждение христианина, испытывающего вслед за Иисусом страдания и подвергающегося за Него поношениям, заключается в общении с Господом в этой жизни и в будущей славе, а также в Божьем благословении (От Марка 10:29:30). В 1-е Коринфянам 3:8-15 ап. Павел говорит о том, что даже единичное дело, совершенное христианином, которому была дарована Божья сила, будет вознаграждено. Слава (II,1).