Письмо Библейская Энциклопедия Брокгауза

Письмо

I. ПИСЬМА ЗА ПРЕДЕЛАМИ ПАЛЕСТИНЫ

Уже во времена Авраама люди писали П. В ходе раскопок города Мари был найден целый архив, состоящий прим. из 20 тыс. П. Эти П., написанные на глиняных табличках (ок. 1700 г. до Р.Х.), позволяют восстановить картину жизни на берегах Евфрата. Так, в одном П. сестра царя Зимри-Лима пишет, что лишилась своих стад и хотела бы получить новые, чтобы пасти их. Из этого можно сделать вывод, что сестра царя сама пасла скот, т.е. что пастушеством занимались не только бедные люди (ср. Ревекка, Рахиль и Сепфора). Другим важным собранием писем XIV в. до Р.Х. являются егип. П. ⇒ Телль-Амарнский архив.

II. ПИСЬМА, НАЙДЕННЫЕ В ПАЛЕСТИНЕ

По сравнению с важными и значит. находками в Месопотамии и Египте собрания П., найденные при раскопках в Палестине, сравнит. невелики. Самый значит. архив остраков (глиняных черепков с надписями) найден в Самарии, но в нем содержатся лишь краткие заметки о поставках вина и масла к цар. двору. Остраки же из Лахиса, напротив, рисуют яркую картину смятения, царившего в Иудее во время вавил. нашествия. Эти глиняные таблички появились, вероятно, в то время, когда Навуходоносор уже осадил Иерусалим, но Лахис все еще находился вне зоны воен. действий. Встречается на табличках и название «Азека» (см. Иеремия 34:7). Написанные чернилами на глиняных черепках П. были найдены в помещении у главных ворот Лахиса. Они адресованы «господину Яошу», коменданту Лахиса, и являются, видимо, остатком архива, основная часть которого погибла при захвате города вавилонянами (между 588 и 586 гг. до Р.Х.). На зап. берегу Мертвого моря были найдены 17 П., относящихся к заключит. этапу восстания Бар-Кохбы (134–135 гг.) и написанных Симоном бар-Косеба (прозванным Бар-Кохба). Именно данные П. представляют собой основной источник информации об этом восстании.

III. ПЕРГАМЕНТЫ И ПАПИРУСЫ

За искл. кумранских рукописей, в Палестине не найдено других пергаментов или папирусов, но в Египте, в условиях сухого климата, эти материалы достаточно хорошо сохранились. Так, в Саккаре было найдено П., в котором жители Аскалона, осажденного Навуходоносором, просили египтян о помощи. На месте евр. воен. колонии в Элефантине было обнаружено множество написанных на папирусе П., торговых договоров и актов, относящихся к V и IV вв. до Р.Х. В них, в частн., встречаются имена Санаваллата, перс. наместника в Самарии, и священника Иоханана (ок. 410 г. до Р.Х.).

IV. ПИСЬМА В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

Письма в вз упоминаются довольно часто (2-я Царств 11:14; 3-я Царств 21:8; 4-я Царств 20:12), причем иногда приводится и их содержание (4-я Царств 5:5-7; 4-я Царств 10:1-3; 4-я Царств 19:10-14). Большое значение имеет П. Иеремии к евр. пленникам в Вавилон (Иеремия 29:11). Упоминаются также «разводные» П. (Второзаконие 24:1) и купчие записи (Иеремия 32:10-14). Купчие записи делались на глиняных табличках, которые затем запечатывались в глиняный сосуд. На наружной поверхности сосуда еще раз воспроизводился текст договора. Образцы подобных записей найдены в Месопотамии.

V. ПИСЬМА В НОВОМ ЗАВЕТЕ НЗ содержит 21 П. (послание). Большинство из них принадлежат ап. Павлу (К Римлянам 1, 1-е Коринфянам 1 и 2-е Коринфянам 1, К Галатам 1, К Ефесянам 1, К Филиппийцам 1, К Колоссянам 1, 1-е Фессалоникийцам 1 и 2-е Фессалоникийцам 1, 1-е Тимофею 1 и 2-е Тимофею 1, К Титу 1 и К Филимону 1). кроме того, в Деяния 1 приводятся П., содержащее постановление Апостольского собора (Деяния 15:23), и П. Лисия (Деяния 23:26). Упоминаются и другие П., точное содержание которых неизвестно (1-е Коринфянам 5:9; 2-е Коринфянам 10:9; К Колоссянам 4:16). Но не все П. в НЗ написаны в традиц. форме. Так, Откровение Иоанна, содержащее семь посланий (Откровение 2, Откровение 3), представляет собой прежде всего Апокалипсис (Откровение о потустор. мире и о грядущем), а Послание к Евреям написано в жанре эпистолы (искусно построенного назидат. послания). С др. стороны, Послание Павла к Филимону, в отличие от посланий, обращенных к церквам, носит исключит. личный характер, оно к тому же было не продиктовано (К Римлянам 16:22; 1-е Коринфянам 16:21; К Колоссянам 4:18; 2-е Фессалоникийцам 3:17), а написано автором собственноручно (К Филимону 1:19; ср. К Галатам 6:11; 2-е Иоанна 1:12; 3-е Иоанна 1:13). Обычно же личный характер посланий отступает на второй план перед их истинной целью – благовествованием о делах Божьих. Послания ап. Павла, как и остальные новозаветные послания, написаны в основном по схеме: отправитель и приветствие (К Римлянам 1:1:7; 1-е Коринфянам 1:3; 2-е Коринфянам 1:2; К Галатам 1:1:3 и др.), получатель (напр., К Галатам 1:2; К Ефесянам 1:1; К Филиппийцам 1:1; К Колоссянам 1 и т.д.), благодарение Богу и молитва (напр., К Колоссянам 1:3; 1-е Фессалоникийцам 1:2; 2-е Фессалоникийцам 1:3; 2-е Тимофею 1 и др.). В заключение следовали приветствия (К Римлянам 16:3; 1-е Коринфянам 16:19; 2-е Коринфянам 13:12; К Ефесянам 6 и т.д.), а также благословения, заменявшие личную подпись отправителя (1-е Коринфянам 16:23; 2-е Коринфянам 13:13; К Галатам 6:18; К Ефесянам 6 и др.). В главных чертах подобное построение посланий соответствовало принятой в то время форме П. Однако послания Павла не только свидетельствуют о его знакомстве с антич. образцами эпистолярного жанра и риторики, но и выявляют особенности, свойств. исключит. ему одному, напр. наличие в них обстоят. молитвы (благодарность и ходатайство) в начале П. вместо обычного хайрейн – приветствия (в НЗ только в Деяния 23 и Иакова 1:1). Послания новозаветных авторов по форме и содержанию полностью отвечали цели благовествования. В них чередуются проповедь, поучение (К Римлянам 1:18; К Римлянам 2:1; К Римлянам 6:1; К Римлянам 7:1) и увещевание (К Римлянам 12:1:2; К Римлянам 15:30; 2-е Коринфянам 6:1; 2-е Коринфянам 10:1; К Галатам 5:1; К Ефесянам 5:1; К Ефесянам 6), пророчества (К Римлянам 11:25; 2-е Фессалоникийцам 2:1) и хвала (К Римлянам 11:33; 2-е Коринфянам 1:3; К Ефесянам 1:3; К Ефесянам 3:14). В первых частях посланий Павла больше внимания уделяется наставлениям в учении (напр., К Галатам 1К Галатам 5:12), а в других – вопросам христ. жизни (наставление, увещевание, ободрение – напр., К Галатам 5К Галатам 6:18). В Послании к Евреям поучения постоянно чередуются с увещеваниями. Новозаветные послания не только не копируют древнегреч. или древнеевр. образцы, но и представляют собой совершенно новый лит. жанр. «Стиль этих посланий присущ исключительно Павлу, и никому кроме Павла. Это не частное письмо, но и не произведение литературы, это что-то среднее между подражанием и неповторимостью» (У. фон Виламовиц-Мёллендорф). Авторы посланий НЗ не случайно придали им такую форму. Форма и содержание новозаветных посланий исполнены и в какой-то мере определены Св. Духом, действовавшим в авторах НЗ (см. 2-е Тимофею 3:16).

VI. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «ПИСЬМО» В 2-е Коринфянам 3:1-3 верующие метафорич. именуются «письмом Христовым», написанным Св. Духом через служение апостола.