Письменность, писец, писать Библейская Энциклопедия Брокгауза

Письменность, писец, писать

I 1) появление П. знаменует собой переход от доисторич. периода существования человечества к историч. Немые остатки цивилизаций, найд. при раскопках, не всегда дают возможность точно установить их сущность и назначение, позволяя ученым лишь строить догадки. С возникновением П. ситуация в корне меняется – появились письм. док-ты, составл. современниками ист. событий, надписи, позволяющие датировать события ( Календарь (II) Летосчисление), получить сведения о быте, культуре древних людей, об отношениях к собственности. Теперь ученые могли узнать названия народов, городов, собств. имена отдельных людей – иногда они как бы сами представляются нам. Только с появлением П. эпохи и народы прошлого в полном смысле слова начинают говорить с нами;

2) в истоках П., которое можно проследить в Месопотамии вплоть до 2-й пол. IV тысячел. до Р.Х., а в Египте до начала III тысячел. до Р.Х., всегда стоит рисуночное письмо. В нем слова и понятия выражаются соотв. рисунками, которые с течением времени упрощались в начертаниях. С развитием П. отдельные графические начертания частично отделились от обозначаемых слов или сочетаний звуков и стали выступать в качестве обозначений фонетически соответствующих им слогов в других словах. Но вся система П., тем не менее, оставалась очень сложной и насчитывала несколько сотен знаков. Решающим шагом к упрощению письменности явилось изобретение фонетич. письма, в котором графические знаки – буквы – передают не понятие, а звук. Буквы были распределены в особом порядке, по алфавиту. На Ближнем Востоке алфавитное письмо имело только согласные буквы, гласные звуки первыми стали обозначать греки. Теперь для письма требовалось всего около 30 значков;

3) егип. иероглифы формально всегда сохраняли характер рисуночного письма, но наряду с этим в Египте развивалось иератическое и демотическое письмо ( Египет). В Месопотамии, наоборот, рисунки уже на ранней стадии видоизменились в отдельные штрихи, точнее, клинья. Клинопись также сохраняла свой характер на протяжении тысячелетий. (О развитии буквенного письма, которое также возникло из рисуночного). В самарянской письменности сохранились формы раннеевр., в то время как для позднеевр. письма характерно употребительное поныне, первонач. арам., квадратное письмо. Масоретский текст Ветхого Завета дошел до нас, записанный именно таким письмом.

Если речь не шла о надписях, которые должны были существоваь века и которые поэтому обычно вырезали в камне, то использовали таблички из сырой глины (прежде всего в Месопотамии). На них письм. значки выцарапывали или выдавливали с помощью стиля ( трости для письма). Покрытая письменами табличка затем высушивалась или подвергалась обжигу. Для недолговечных записей обычно использовали доску из дерева или пластину из слоновой кости, покрытую воском. На папирусе Книга, II), коже и пергаменте писали чернилами; для писем и кратких записей использовали керамич. черепки (остраки), буквы на них иногда также выцарапывали. Профессион. писец носил у пояса свои письм. принадлежности (Иезекииль 9:2:11), т.е. материал для письма, чернильницу, перья и «писцовый нож» (Иеремия 36:23) для заточки перьев. Книга Рукописи Мертвого моря.

III 1) в Месопотамии и Египте чиновников и писцов, находящихся на правительств. и адм. службе (ср. 1Езд. 4:8; Есфирь 3:12; Есфирь 8:9), готовили в особых школах для писцов. Некоторые важные памятники литературы дошли до нас только в виде упражнений для письма, изобилующих ошибками; списки слов или своего рода рукописные словари, использовавшиеся в школах, в значит. мере помогли совр. исследователям в расшифровке клинописи. Архивы Мари, Рас-Шамры, Алалаха, Нузы и других городов, а также многочисл. док-ты и записи, относящиеся к правовой и хоз. деятельности, свидетельствуют о глобальном распространении П. на Древнем Востоке. Док-ты из самой Палестины более редки, но послания правителей палест. городов к фараонам из архива ⇒ Телль-Амарны (XV-XIV вв. до Р.Х.) и находки из Таанаха и Мегиддо, относящиеся к тому же периоду, показывают, что тер. Ханаана не была в этом отношении исключением. Работой ученика или прописями для упражнений считают, напр., календарь из Гезера (ок. 900 г. до Р.Х.; Календарь, III); учеником могли быть написаны и пять первых букв алфавита на глиняной табличке из Лакиша (VIII в. до Р.Х.) (ср. Исаия 10:19).

2) итак, вся библ. история, начиная с Авраама (VII), происходила в ту эпоху существования П. и на пространстве, где для людей было вполне привычным делать записи, относящиеся к повседневным, бытовым делам. Т.о., у нас нет оснований полагать, что дошедшие до нас библ. повествования сначала существовали в виде устных преданий и что между ними и их письм. изложением прошли столетия ( Моисей Пятикнижие Родословие, II). Во времена судей не вызывал удивления тот факт, что молодой человек из Сокхофа умел писать, а Гедеон или кто-либо из его 300 воинов умел читать (Книга Судей 8:14);

3) а) среди важнейших должностей при дворе израил. царей от Давида до Седекии наряду с должностями начальника дворца и дееписателя была и должность писца (2-я Царств 8:17; 3-я Царств 4:3; 4-я Царств 12:10; 4-я Царств 18:18; 4-я Царств 22:3; Иеремия 37:15), который, вероятно, был личным секретарем правителя. Во времена Иоаса и Иосии писец осуществлял надзор над средствами, собр. для ремонта храма (4-я Царств 22:3-7; 2-я Паралипоменон 24:11); б) кроме того, упоминаются писцы – должностные лица храмовой (1-я Паралипоменон 24:6; 2-я Паралипоменон 34:13), гражд. и воен. администраций (4-я Царств 25:19; 2-я Паралипоменон 26:11; Исаия 33:18; Иеремия 52:25). Очевидно, эти должности занимали левиты (1-я Паралипоменон 24:6; 2-я Паралипоменон 34:13). Как и другие профессии, занятие писца могло стать семейной традицией (1-я Паралипоменон 2:55 – роды писцов; в Синод. пер. – «племена Соферийцев»); в) очевидно, из писцов, которые переписывали свящ. списки ВЗ и записывали изречения пророков (Иеремия 36:4:26:32), со временем образовалось сословие книжников (см. Иеремия 8:8).