Пепел Библейская Энциклопедия Брокгауза

Пепел (зола, прах), несгораемые пылевидные частицы, остающиеся после сжигания органич. веществ. П. упоминается в Писании по различным поводам, во многих случаях это слово используется в переносном смысле.

I. В ОБИХОДЕ:

1) П. засыпали тлеющие угли костров, чтобы сохранить тепло. Хлеб при выпечке посыпали П. или выпекали его прямо на (древесном) П.;

2) нередко трупы врагов сжигали до превращения их в П. в знак полного уничтожения (Иезекииль 28:18; Амос 2– известь);

3) в знак траура или тяжелого потрясения П. посыпали голову (2-я Царств 13:19), садились на П. (Исаия 61:3) или катались по нему (Иеремия 25:34; в Синод. пер. – «посыпайте себя прахом»). Согл. Псалтирь 101:10, в знак глубочайшего страдания и печали П. ели как хлеб.

II. В РЕЛИГИОЗНЫХ ОБРЯДАХ:

1) П. с жертвенника всесожжения выносили, соблюдая определ. правила, на «чистое» место перед станом (Левит 6:11);

2) если от соприкосновения с мертвым телом происходило осквернение иудея, то П. «рыжей телицы», размешанный в проточной воде, служил средством окропления и очищения человека, утвари и одежды (Числа 19:16; ср. К Евреям 9:13).

III. В ПЕРЕНОСНОМ СМЫСЛЕ:

1) признание себя «прахом и П.» выражает ничтожность человека перед Богом и бренность человеч. существования (Бытие 18:27; Иов 30:19). Иногда это выражение указывает на отсутствие ценности человеч. жизни (Исаия 44:20). кроме того, П. символизирует смерть (Иеремия 31:40);

2) Бог сыплет с небес «иней, как П.» (Псалтирь 147:5);

3) Ис. 44высмеивает идолопоклонников, замечая, что идол – это П. или пыль (т.е. ничто).

IV. ПЕПЕЛ И СУД БОЖИЙ:

1) Господь насылает на непослушный народ «вместо дождя» пыль и прах с неба (извержения вулканов), чтобы уничтожить его (Второзаконие 28:24; ср. 2-е Петра 2:6). В переносном смысле этот же образ встречается в Плач Иеремии 3:16; Иезекииль 28:18;

2) храм и находящиеся в нем святыни свидетельствуют о благодати и долготерпении Божьем до тех пор, пока они существуют. Но если Господь позволяет жертвенникам разрушаться без воздействия человека и П. развеяться по ветру (вопреки Левит 6:3), то этим предвещается Суд Божий (3-я Царств 13:3);

3) человек, созревший для покаяния, предвосхищает Суд Божий тем, что совершает покаяние «в прахе и П.» (Иов 42:6), надевая на себя вретище и садясь на П. (Иона 3:6; От Матфея 11:21). Исаия резко отрицательно относится к подобной показной демонстрации покаяния (Исаия 58:5).