Оценка, оценивать Библейская Энциклопедия Брокгауза

Оценка, оценивать

I. При особом обете в некоторых случаях Господу посвящался не сам предмет обета (человек, нечистое животное, дом или поле), а его денежный эквивалент. Священник оценивал посвященное, и давший обет в соотв. с этой О. вносил указ. сумму в святилище (Левит 27).

II 1) при взимании налогов и податей необходимо было произвести О. облагаемого ими имущества (4-я Царств 23:33:35). Такого рода мероприятия были невозможны без переписи населения и учета состояний граждан с распределением их по сословиям. Сохранились датируемые еще II тысячел. до Р.Х. списки жителей, адм. акты, сообщения о регулярных взиманиях налогов с Угарита ( Рас-Шамра), Алалаха и Мари ( Письма из Мари);

2) в Библии сообщается об О. имущества населения, проводившейся римлянами при имп. Августе ( Квириний), а также о трех переписях населения в Израиле: а) первая из них состоялась у горы Синай вскоре после исхода евреев из Египта (Числа 1:1-46), вторая – перед их входом в Ханаан в конце странствования по пустыне (Числа 26:1-51). В результате этих двух переписей было названо число годных к воинской обязанности мужчин в возрасте от 20 лет и старше (Числа 1:2; Числа 26:2; Исход, VII). Колено Левия при этом не учитывалось (Числа 1:47), и исчисление в нем велось отдельно (Числа 3:15-39; Числа 4:34-49). Сначала была проведена О. числа мужчин и мальчиков в возрасте «от одного месяца и выше» (Числа 3:15:39), затем 30–50-летних, пригодных для служения в святилище (Числа 4:35:47). Первое исчисление было связано со взиманием выкупа за каждого человека (Исход 30:11-16), этот выкуп позднее был возобновлен царем Иоасом (4-я Царств 12:4; 2-я Паралипоменон 24:5:9); б) след. перепись населения распорядился провести Давид, но это было против воли Господа, и в виде наказания Господь наслал на народ язву (2-я Царств 24:1; 1-я Паралипоменон 21). Перепись не была доведена до конца, и данные, которые удалось получить, не были записаны (1-я Паралипоменон 27:23). кроме того, Давид повелел провести О. числа левитов (1-я Паралипоменон 23:2-5:24:27) и священников (1-я Паралипоменон 24:3), чтобы распределить их по предназнач. им служениям.