Откровение Иоанна Богослова Библейская Энциклопедия Брокгауза

Откровение Иоанна Богослова

НАЗВАНИЕ КНИГИ Слово «Откровение» [греч. апокалюпсис] входит в заглавие книги (Откровение 1:1). Сущ. апокалюпсис и однокор. глагол апокалюпто в НЗ употребляется в значении: «раскрытие сокровенной дотоле тайны» (От Матфея 10:26; От Матфея 11:27; От Матфея 16:17; К Римлянам 1:17:18; 1-е Коринфянам 2:10; От Луки 17:30; 2-е Фессалоникийцам 2:3). Выражение «Откровение Иисуса Христа» (Откровение 1:1) подразумевает ту истину, которую Господь открывает Своим служителям (ср. 2-е Коринфянам 12:1; К Галатам 1:12), – то, «что дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим» (Откровение 1:1).

АВТОР Сам автор называет себя Иоанном, «рабом Бога» (Откровение 1:1), а по отношению к своим читателям – «братом, соучастником в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа» (Откровение 1:9). Ангел обращается к нему как к сослужителю и брату пророков (Откровение 22:9). Ранняя Церковь, за временным исключением (отчасти по догматич. причинам) Восточной, была едина в том, что этот Иоанн тождествен ап. Иоанну. Тот факт (Откровение 21:14), что автор говорит об именах 12 апостолов Агнца в основании стены Небесного Иерусалима, не может служить доказат-вом обратного; даже если Иоанн и прочел среди этих имен свое собственное, ему не было нужды особо подчеркивать это. Основанием для сомнений в его авторстве служит, однако, отличие стиля Откровения от стиля других сочинений Иоанна. Правда, в данном случае речь идет и о существенном различии материалов. В других пророч. фрагментах НЗ (От Матфея 24:1; 2-е Фессалоникийцам 2:1) также встречается множество отзвуков ВЗ. Само собой разумеется, что слова и выражения, использованные пророками для описания схожих видений, во многом совпадают. Но, с другой стороны, в Откровении обнаруживается значит. совпадение с Ев. от Иоанна и с посланиями Иоанна. Понятия: «жизнь», «смерть», «алкать», «жаждать», «побеждать», «свидетельство», «соблюдать заповеди» – являются для них общими. Это же относится и к другим стилистич. особенностям, в частн. к употреблению двух имен Иисуса: Слово Божье (От Иоанна 1:1:14; 1-е Иоанна 1:1; Откровение 19:13) и Агнец Божий (правда, в Ин. 1употреблено греч. амнос, а в Откровение 5:6 – греч. арнион). Т.о., нет причин возражать против того, чтобы в согласии с единодушным мнением христиан II в. считать автором Откровения ап. Иоанна.

МЕСТО И ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ Местом, где было записано Откровение, назван маленький остров Патмос, лежащий недалеко от юго-зап. побережья Средиземного моря (Откровение 1:9). Иоанн был сослан туда за свое свидетельство об Иисусе – благовествование. Вероятно, он был приговорен к каторжным работам на рудниках. Находясь в столь тяжелом положении, Иоанн в своих видениях получил от Господа и утешение, и особое поручение. Ириней сообщает, что это происходило в конце царствования Домициана (81–96 гг. по Р.Х.). Вероятно, Ириней получил эти сведения от Поликарпа, который лично знал Иоанна. Положение внутри тех церквей, о которых говорится в Откровение 2:3, исторически подтверждается другими источниками. Естественно, у молодых церквей существовали свои трудности и проблемы (ср. 1-е Коринфянам 1; 2-е Коринфянам 1; К Галатам 1), но утрата «первой любви» (Откровение 2:4), духовная смерть при кажущемся сохранении жизни (Откровение 3:1), инертность и самодовольство (Откровение 3:16:17) относятся все же к тем явлениям, которые более свойственны второму поколению верующих, чем первому. Упоминание о гонениях на христиан (Откровение 1:9; Откровение 2:9:10:13; ср. Откровение 17:6) также более всего соответствует времени Домициана, поскольку до него, при Нероне, происходили лишь локальные и кратковрем. преследования. АДРЕСАТ Адресатами Откровения были прежде всего семь малоазийских церквей (Откровение 1:11), находившихся в Ефесе, Смирне, Пергаме, Фиатире, Сардах, Филадельфии и Лаодикии. Каждая из этих церквей в период бедствий и гонений получает от Господа послание, в котором нелицеприятно рассматривается ее духовное состояние, чтобы через это обличение оказать ей помощь (Откровение 2, Откровение 3). Другие главы относятся ко всей Церкви. Эта весть от Господа сообщается церквам через ап. Иоанна, на чье попечение, видимо, были переданы эти церкви. О том, что Иоанн в конце жизни трудился в Малой Азии, неоднократно сообщают отцы Церкви. Об этих церквах, за искл. Эфесской (Деяния 19:20) и до известной степени Лаодикийской (К Колоссянам 2:1; К Колоссянам 4:15:16), ничего не известно. Но поскольку благодаря труду ап. Павла «все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе» (Деяния 19:10), то можно предположить, что все семь церквей возникли именно в то время (о Лаодикии см. К Колоссянам 2:1). КОМПОЗИЦИЯ Книга, в которой описаны видения Иоанна и в которой большое значение придается числу «семь» (семь посланий, семь печатей, семь труб, семь чаш), композиционно делится на семь частей:

Введение. Превознесенный Христос (Откровение 1:1-20).

I. Послания семи церквам (Откровение 2:1Откровение 3:22).

II. Видения, переданные с помощью слов «я видел», или «и вот», или обоими этими выражениями (Откровение 4Откровение 5:14):

1. Отверстая дверь на небе (Откровение 4:1).

2. Престол на небе (Откровение 4:2-11).

3. Книга, запечатанная семью печатями (Откровение 5:1).

4. Вопрос ангела (Откровение 5:2-5).

5. Явление Агнца (Откровение 5:6-10).

6. Поклонение Агнцу (Откровение 5:11-14).

III. Семь печатей (Откровение 6Откровение 8:1).

IV. Семь труб (Откровение 8Откровение 11:19).

V. Знамения, переданные с помощью выражений «и явилось» или «я увидел» (Откровение 12Откровение 14:20):

1. Жена в родовых муках (Откровение 12:1:2).

2. Красный дракон (Откровение 12:3-17).

3. Первый зверь (Откровение 13:1-10).

4. Второй зверь (Откровение 13:11-18).

5. Агнец и 144 тыс. искупленных (Откровение 14:1-5).

6. Три ангела (Откровение 14:6-13).

7. Жатва и сбор винограда (Откровение 14:14-20).

VI. Семь ангелов и семь чаш гнева (Откровение 15Откровение 16:21).

VII. Конец времен (Откровение 17Откровение 22:5):

1. Суд над Вавилоном (Откровение 17Откровение 19:4).

2. Брак Агнца (Откровение 19:5-10).

3. Явление Господа (Откровение 19:11-16).

4. Суд над зверем и лжепророком (Откровение 19:17-21).

5. Тысячелетнее царство (Откровение 20:1-10).

6. Последний суд (Откровение 20:11-15).

7. Новое небо и новая земля (Откровение 21Откровение 22:5).

Заключит. предупреждения (Откровение 22:6-21).

БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ 1) истолкование книги О. сопряжено с большими трудностями; все усилия, предпринятые экзегетами за все века существования Церкви, не привели их к единому мнению. Однако среди множества т.зр. можно выделить четыре основные богосл. позиции: а) исторически все пророчества (за искл. Откровение 21:1; Откровение 22:1) относят ко временам Римской империи. Т.о., исполнение этих пророчеств в будущем уже не ожидается. За этим утверждением стоит мнение, что в Библии вообще не содержится подлинных предсказаний будущего; б) долгое время самым распространенным оставалось церковно-историч. объяснение О. Согл. этой трактовке, Откровение 4:1; Откр. 19отображает пророч. картину церк. истории со времен Иоанна до Второго пришествия Господа; в Откровение 20:1; Откр. 22описаны события, которые последуют за этим периодом. Выводы отдельных экзегетов при этом почти никогда не совпадают, что служит доказат-вом неоднозначности связи видений Иоанна с реальным историч. процессом. кроме того, каждый толкователь почти неизбежно высказывал свою собств. т.зр. в определении последовательности видений и даже пытался указать срок Второго пришествия Иисуса (вопреки От Матфея 24:36; Деяния 1:7), что всегда наносило ущерб библеистике. К тому же сторонники церковно-историч. объяснения О., как правило, отождествляли антихриста (Откровение 13:1) с к.-л. религ. институтами, будь то папство или ислам. Но если дух антихриста может действовать на протяжении веков, то сам антихрист, по свидетельству Библии, явится как самостоят. личность (2-е Фессалоникийцам 2:3:4:8:10; 1-е Иоанна 2:18; 1-е Иоанна 4:3); в) в соответствии с третьей версией, все события, описанные в книге, относятся к будущему. Согл. этой теории, только 1-е Иоанна 1; 1-е Иоанна 3 непосредств. относятся к Церкви Христа, тогда как в 1-е Иоанна 4; 1-е Иоанна 19 описываются события, которые должны произойти в период между восхищением Церкви и Вторым пришествием Господа ( Взятие на небо), поскольку слово «церковь» в этих главах не встречается. Такую т.зр. трудно опровергнуть, поскольку только будущее сможет показать, верны ли подобные предположения, но некоторая слабость аргументации здесь очевидна. Обычно толкователи стремятся отождествить семь церквей, о которых говорится в Откровение 2:1; Откровение 3:1, с различными отрезками церк. истории, но такое деление нередко представляется надуманным. кроме того, было бы странно, если бы книга, явно адресованная Церкви, в основной своей части касалась бы Церкви лишь опосредованно; г) четвертую группу толкователей объединяет то, что все они отказались от попыток соотнести очередность видений Иоанна с ходом историч. процесса; они не усматривают в Откровении к.-л. историч. последовательности событий, а рассматривают книгу лишь как широкомасштабное полотно, на котором изображена борьба сил зла против Бога и Его святых и запечатлена окончат. победа Господа. Обращает на себя внимание тот факт, что видения семи труб обнаруживают большое сходство с видениями семи чаш, и, след., их, очевидно, можно рассматривать как одновременные. Но при этом возникает опасность переместить тысячелетнее царство в современность. В то же время такая версия противоречит другим пророчествам Библии, поскольку, согласно НЗ, ветхозаветные предсказания относятся к вполне определ. событиям; на конкретность предсказаний указывается и в самом О. (Откровение 1:1:19; Откровение 4:1);

2) из этого обзора следует, что при всем разнообразии предлагаемых истолкований книги ни одно из них нельзя рассматривать как единств. верное. Но это никоим образом не означает, что книга утрачивает свое значение и ее изучение следует прекратить. «Блажен читающий и слушающий слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем» (Откровение 1:3; Откровение 22:7). Даже если в истолковании видений книги и присутствует некоторая неуверенность, то смысл ее утешит. и увещеват. речений все же ясен и очевиден. Для Церкви Христовой О. с самого начала стало книгой утешения и надежды в дни испытаний и гонений;

3) в некоторых рукописях автор книги назван Иоанном Богословом. О. – единств. книга, где сообщается столько сведений о сатане, его силе и способах действия; сатана здесь упоминается гораздо чаще, чем в других книгах НЗ (Откровение 2:9:13:24; Откровение 3:9; Откровение 12:3-17; Откровение 13:2:4; Откровение 16:13; Откровение 20:2:7:10). Действия подручных сатаны – зверя, лжепророка (Откровение 13:1; Откровение 17:1; Откровение 19:1), блудницы (Откровение 17:1; Откровение 18:1), злых духов (Откровение 12:7; Откровение 16:14) – понуждают верующих к бодрствованию и молитве, чтобы им не оказаться обольщенными (Откровение 15). Поэтому книга О. постоянно говорит о победе, которую святые, несмотря на временные поражения (Откровение 11:7; Откровение 13:7), одержат с помощью Господа и крови Агнца над силами тьмы (Откровение 2:7:11:17:26; Откровение 3:5:8-10:12:21; Откровение 12:11; Откровение 15:2; Откровение 21:7). Господь выступит против Своих врагов и осудит их еще в этом грешном мире (Откровение 6:1; Откровение 8:1; Откровение 9:1; Откровение 16:1; Откровение 18:1), а затем окончат. – на Страшном суде (Откровение 20:11-15). Верующим не следует удивляться или страшиться, когда положение здесь, на этой земле, «апокалипсически» обостряется. Нужно помнить о том, что книга О. говорит о вечности, в которой одних ждет проклятие (Откровение 14:9-11; Откровение 20:10:14:15), а других жизнь в общении с Господом (Откровение 21Откровение 22:4). И над всем этим возвышается величеств. образ превознес. Христа, Агнца Божьего, освобождающего нас от греха (Откровение 1:5:17; Откровение 2:26-28; Откровение 3:12:20; Откровение 5:9; Откровение 7:13-17; Откровение 14:1-5; Откровение 21Откровение 22:5) и пресекающего всякое посягательство на Его власть (Откровение 1:7; Откровение 5:5; Откровение 6:16:17; Откровение 11:15; Откровение 17:14; Откровение 19:11-16). Все Откровение проникнуто поклонением славе Господа (Откровение 1:5:17; Откровение 4Откровение 5:14; Откровение 7:9-12; Откровение 8:3; Откровение 11:15-18; Откровение 15:3; Откровение 19:1-9). Без этой книги Библия оказалась бы неоконченной; в ней просматриваются все основные линии, прочерченные от книги Бытие через всю Библию и приходящие к завершению, определ. Богом ( Сотворение мира, творение Царство Божие).