Отец Библейская Энциклопедия Брокгауза

Отец Причина и происхождение всякого отцовства – в Боге (От Матфея 23:9; К Ефесянам 3:15), во власти Творца, вызывающего к жизни то, чего ранее не существовало (К Римлянам 4:17). Бог – Отец Своего единородного Сына Иисуса Христа (От Иоанна 1:14:18; К Ефесянам 3:14), в Котором Он открывает Свою сущность. Бог и людей принимает как Своих детей (2-я Царств 7:14; От Луки 12:32). Божье отцовство включает в себя попечит-во о Его чадах и их защиту (От Матфея 6:8) и проявляется в Его любви (От Иоанна 16:27).

I 1) О. – это тот, кто порождает детей (Псалтирь 2:7) и воспитывает их. Отцовство – это милость Божья, а дети являются даром Божьим (Псалтирь 126:3), который получает не каждый (От Луки 20:28-31). Понятие «дед» чуждо Библии, поэтому все потомки рассматриваются здесь как сыновья и дочери родоначальника (От Матфея 21:9). Из отчего дома ведут три пути: а) сын покидает О., чтобы «прилепиться к жене» и самому стать О. (Бытие 2:24); б) сын может умереть для О., причем не только в результате телесной смерти, но и вследствие греховного заблуждения (От Луки 15:24);

в) наконец, веление Божье, как в случае с Авраамом, но особенно преданность Христу в НЗ, превалирует над привязанностью к О., если эта привязанность вступает в противоречие с Божьей волей (От Матфея 4:22; От Луки 14:26);

2) В ВЗ отношения между О. и сыном упорядочены заповедями, значение которых подчеркивается присовокупл. к ним предупреждениями (Второзаконие 21:18-21; Притчи 30:17). Долг О. заключается в том, чтобы обеспечивать детям пропитание (От Луки 11:11), руководить ими и воспитывать их (Притчи 13:24; К Евреям 12:8), но прежде всего – в том, чтобы наставлять их в Законе Господа (Второзаконие 6:7; К Ефесянам 6:4). Если О. оставляет поклонение истинному Богу и начинает поклоняться идолам, то ответственность за этот грех несут и его дети (Исход 20:5), хотя суровость их наказания Бог ограничивает определ. пределом (Второзаконие 24:16; Иезекииль 18:17-20). След., О. не может поступать по собств. произволу; в частн., в НЗ ему внушается, что он не должен раздражать своих детей (К Ефесянам 6:4), доводить их до уныния (К Колоссянам 3:21). Дети обязаны чтить О. (Исход 20:12; Притчи 30:17) и быть послушными ему (Притчи 23:22). В ВЗ О. имеет право решать вопрос о жизни и смерти детей (Бытие 22:1-10). Дети обязаны содержать его, когда он становится нетрудоспособным (Притчи 19:26; От Матфея 15:5). То обстоятельство, что отношения между О. и детьми, которые должны регулироваться любовью (Бытие 22:2; Бытие 44:20), упорядочиваются Законом, является вынужд. мерой и свидетельствует о нарушении установл. Богом порядка. И все же у О. есть то преимущество, что он первым может полюбить ребенка и пробудить в его сердце ответную любовь; в этом отношении человеч. отцовство также является отражением отцовства Бога (Притчи 23:26; 1-е Иоанна 4:10:19);

3) понятие отцовства расширяется и в том случае, если О. называют человека, исполняющего родит. обязанность по обеспечению детей, когда родств. связь отсутствует, т.е. благодетеля (Иов 29:16; Иов 31:18), доброго господина (4-я Царств 5:13) или правителя (Бытие 41:43; 1-я Царств 24:12; Исаия 22:21). Так, О. может называться священник или пророк, если человек (или люди) доверяет себя его руководству (Книга Судей 17:10; 4-я Царств 2:12; 4-я Царств 13:14);

4) в НЗ понятие «О.» переносится в область духовного и используется в особом значении, когда речь идет о духовном воспитании, направленном на становление в вере (1-е Коринфянам 4:15; К Филиппийцам 2:22; К Филимону 1:10). Павел проявляет настоящее отцовское чувство по отношению к Тимофею (1-е Тимофею 1:2; 2-е Тимофею 1:2), а Петр – к Марку (1-е Петра 5:13). Также по-отцовски Павел относится к тем членам церкви, которые благодаря ему пришли к вере (1-е Фессалоникийцам 2:11). О. в церкви являются все те, кто духовно породил или воспитал детей, т.е. верующих (1-е Иоанна 2:13:14).

II 1) отцовство особого рода предусмотрено в Божьем замысле спасения в отношении Авраама. Он – патриарх, праотец (К Евреям 7:4). С Него Бог начал новую эру в отношениях с людьми. Когда живой Бог призвал Авраама, тот не только покинул родину и родных, но и отказался от богов своего О. Фарры (Иисус Навин 24:2). В союз Бога с Авраамом были включены и потомки патриарха (Бытие 26:3). Иаков знал, что с ним был Бог Авраама (Бытие 31:42), и Бог говорил с ним как Бог его О. (Бытие 46:3). Но поскольку рядом с Исааком стоял Измаил, а рядом с Иаковом – Исав, которых Бог исключил из Своего обетования, то позднее обетования стали наследоваться теми, кто исповедовал Бога Авраама, Исаака и Иакова (Исход 3:6). Так, Бог заключает завет с народом, О. которого являлся Авраам и который чтил Бога своих отцов. След. поколения включались в дело спасения, которое Бог совершил в отношении их отцов (Исход 6:3; Числа 11:12; Второзаконие 4:31; Второзаконие 5:3);

2) еще до вавил. плена Иеремия сетовал на то, что израильтяне нарушили тот завет ( Союз, завет), который Бог заключил с их отцами (Иеремия 31:32). В Евангелии упоминается об отцах, нарушавших завет и убивавших пророков; это прообраз тех, кто гнал Иисуса и Его учеников (От Матфея 5:12; От Матфея 23:31). После того как народ Израиля оставил Бога своих отцов, Иоанн Креститель пытался, во многом тщетно, обратить сердца отцов к детям, а сердца детей к отцам (Малахия 4:6; От Луки 1:16:17). Народ Израиля помнил только о своем происхождении по крови, но забыл веру Авраама и его дела (От Иоанна 8:33:37). В то же время тот, кто продолжает дело Авраама, имеет право называться его истинным наследником (К Галатам 3:6:29) и является полноправным членом народа Божьего (К Ефесянам 2:19). Еврей, признающий Иисуса Сыном Божьим, служит Богу своих отцов (Деяния 24:14).

III. Признание Иисуса Сыном Божьим позволяет по-новому взглянуть на Божье отцовство по отношению к людям. Бог создал всех людей и поддерживает в них жизнь, Он – Отец для Своего народа, Израиля (Исаия 63:16; Иеремия 3:4; Иеремия 31:9), и для каждого отдельного израильтянина (Псалтирь 67:6). В результате подвига Его единородного Сына Иисуса Христа ( Имена Иисуса Христа, II,А), люди через рождение от Бога словом истины (Иакова 1:18; 1-е Иоанна 2:29; 1-е Иоанна 3:9; 1-е Иоанна 4:7) становятся «детьми Божиими» (1-е Иоанна 3:1). К ним, образующим народ Израилев по духу, Бог проявляет Свою любовь и заботу (1-е Петра 5:7). Он воспитывает их (К Евреям 12:6-8) и назначает их Своими наследниками (К Римлянам 8:17). Он также ожидает, что на Его любовь люди ответят своей любовью (1-е Иоанна 4:19) и основанным на этой любви послушанием (К Римлянам 16:19; К Евреям 5:9). Он хочет, чтобы Его дети любили друг друга (От Иоанна 13:34), были по-сыновнему благодарны Ему (К Колоссянам 2:7; 1-е Фессалоникийцам 5:18) и доверит. обращались к Нему – «Авва» (К Римлянам 8:15; арам. доверит. обращение детей к отцу, соотв. рус. «папа»).