Ответ, отвечать Библейская Энциклопедия Брокгауза

Ответ, отвечать

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ 1) Библия уделяет большое внимание отношениям между людьми, поскольку Бог сотворил человека для общения ( Адам, I,2). Общение, как правило, состоит из вопросов и ответов. Верный О. – это радость (Притчи 15:23), он бывает подобен поцелую (Притчи 24:26) и является не результатом размышлений, а исходит из сердца праведного, которое знает, что надо ответить (Притчи 15:28). Мягкий О. отвращает гнев, а резкие слова возбуждают ярость (Притчи 15:1). Об этом свидетельствует, в частн., О. Ровоама десяти коленам Израилевым и последствия этого О. (3-я Царств 12:6:9:13:16). Израильтянам предписывалось при завоевании города принимать во внимание, какой О. будет дан тем или иным городом (Второзаконие 20:11). В О. человека раскрывается его сущность (Притчи 18:23). Глупо отвечать, не выслушав вопроса (Притчи 18:13). Страх может лишить способности отвечать (2-я Царств 3:11);

2) НЗ также подчеркивает, насколько важно уметь дать верный О. каждому (К Колоссянам 4:6; 1-е Петра 3:15). Ученикам, которым предъявляются обвинения, Св. Дух в нужный момент сообщит, что им следует отвечать (От Луки 12:11). В данном случае, как и в некоторых других местах, отвечать означает «держать ответ перед судом», «свидетельствовать», «нести ответственность». Отчет, ответ.

В ОТНОШЕНИИ К БОГУ 1) Библия говорит о том, что человек создан не только для общения с другими людьми, но в первую очередь для общения с Богом. Поэтому он должен слушать и отвечать, когда к нему обращается Бог (1-я Царств 3:10), а его послушание подразумевает, что за словом следует дело (От Матфея 21:28-32). Но часто бывает так, что Бог призывает к покаянию и обращению, а люди не желают отвечать Ему (Исаия 50:2; Исаия 65:12; Исаия 66:4; Иеремия 7:13; Иеремия 35:17). Так же люди относятся и к пророкам, вещающим по повелению Господа (3-я Царств 18:21; Иеремия 7:27). Но если человек молчит, то его дела дадут О. за него, свидетельствуя против него (Исаия 59:12), «камни из стен возопиют и перекладины из дерева будут отвечать им» (Аввакум 2:11; От Луки 19:40). О. человека даже на Божье обетование и на обещание Его помощи могут быть сомнение и неверие, которые подлежат суду (4-я Царств 7:2:19) или наказанию (От Луки 1:18-20);

2) Бог, требующий О. от человека, и Сам отвечает словом и делом на зов Своих слуг (Псалтирь 33:5; Исаия 58:9; Иеремия 33:3), в то время как идол на все призывы не дает никакого ответа (3-я Царств 18:24-29; Исаия 46:7). Господь отвечает, как только услышит (Исаия 30:19), Он обещает: «прежде нежели они воззовут, – Я отвечу» (Исаия 65:24). Пророк вопрошает и получает О. (Аввакум 2:1), порой неожиданный (К Римлянам 11:2-4). В пустыне Бог давал ясные О. Своему народу через Моисея (Левит 24:12), затем Он говорил через сновидения, через свет и совершенство (⇒ Урим и туммим) и через Своих пророков (1-я Царств 28:6). Симеон получил О. через Св. Духа (От Луки 2:26). Одним из выражений Божьего суда является то, что Бог не дает О. человеку, который не хотел слышать Его зова; теперь Господь Сам оставляет его (1-я Царств 28:6:15; 2-я Царств 22:42; Притчи 1:28). Подобное молчание Бога бывает вызвано прежде всего идолопоклонством (Иезекииль 14:3; ср. Иезекииль 20);

3) больше всего внимания поиску О. на жизненно важные вопросы уделено в Книге Иова. Иов вопрошает о смысле своих страданий и не отступает, хотя и знает, что если вступит в пререкания с Богом, то не получит О. ни на один из вопросов (Иов 9:3:14:32). Попытки друзей Иова защитить Бога оставались безуспешными и не услышанными страдальцем, так что им пришлось замолчать (Иов 21:34; Иов 32:1). Правда, Софар восклицает: «Размышления мои побуждают меня ответить ... дух разумения моего ответит за меня» (Иов 20:2), но уже Елиуй гневается на трех друзей за то, что те так и не смогли найти О. (Иов 32:3:5), а Бог выносит им Свой приговор: они говорили о Нем неверно (Иов 42:7). Наконец Господь Сам отвечает Иову из бури (Иов 38:1). Это тот истинный О., которому покоряется Иов (Иов 39:33), хотя содержание этого О. кажется на первый взгляд мало связанным с вопросом Иова. Истинный О. Бога не вмещается в рамки логич. мышления;

4) во времена Иисуса все преподавание велось путем живого обмена вопросами и О. Учитель спрашивал, а ученик отвечал. Уже в двенадцатилетнем возрасте Иисус своими О. удивил книжников в храме (От Луки 2:47). А тот, кто вопрошал учителя, и сам должен был отвечать ему и высказывать свое мнение (От Луки 20:1-8), поскольку в вопросах веры имеют значение только собств., а не заимствов. О. Так, вопрос Иисуса побудил Петра к исповеданию своей веры (От Матфея 16:16; От Иоанна 6:67-69). Молчание же Учителя (От Матфея 15:23) не было выражением неприступной суровости, оно, как и повторный вопрос (От Иоанна 21:15-17), выражало ожидание О., который мог быть дан только на основе самопознания, обращения и веры. Получив верный О., Иисус указывал на необходимость подкреплять слова делами (От Луки 10:28). Другого рода молчание нередко наступало в конце беседы Иисуса с фарисеями, когда те не отваживались задавать вопросы и не желали отвечать (От Матфея 22:46; От Луки 14:6; От Луки 20:26). После ареста Иисус, как бы в последней попытке, еще раз указал им на это (От Луки 22:68). Далее всякий разговор теряет смысл, и Тот, Кто является Словом Божьим, уже не дает О. на вопросы первосвященника (От Матфея 26:62), Пилата (От Марка 15:4; От Иоанна 19:9) и Ирода (От Луки 23:9).