Отвержение, отвергать Библейская Энциклопедия Брокгауза

Отвержение, отвергать

ЧЕЛОВЕК ОТВЕРГАЕТ БОГА По всей Библии прослеживаются последствия отвержения народом Израиля своего Бога (Числа 11:20). Избирая себе царя, израильтяне отвергли царствование Бога (1-я Царств 8:7; 1-я Царств 10:19). Они отвергали также слово Господа (1-я Царств 15:23:26; Исаия 30:12; Иеремия 8:9), Божий Закон и Божьи уставы (Иеремия 6:19; Иезекииль 5:6; ср. Левит 26:15). Это тем удивительнее, что именно в даровании израильтянам слова и Закона Божьего открывается вся любовь Бога к Его народу. Народ Израиля в глазах Божьих подобен «отверженному серебру», т.к. «раздувальный мех обгорел ... плавильщик плавил напрасно; ибо злые не отделились»: Израиль отверг послушание Богу (Иеремия 5:27-30; ср. Притчи 3:11:12). В НЗ народ Израиля отвергает и своего истинного Царя. «Сыну Человеческому много должно пострадать» (От Марка 8:31; От Луки 9:22; От Луки 17:25); Он есть «камень, который отвергли строители» (От Матфея 21 и парал. места). Притча о виноградарях (От Марка 12:1-12), отражающая историю отношений Бога со Своим народом (2-я Паралипоменон 36:15), достигает кульминации в том месте, где говорится об убийстве единств. любимого сына хозяина и звучит вопрос: «Что же сделает хозяин виноградника?» (От Марка 12:9). БОГ ОТВЕРГАЕТ ЧЕЛОВЕКА 1) Господь вправе ответить отвергающему Его человеку: «За это Я тоже отвергну тебя». Это относится как к отдельным людям – Исаву (К Евреям 12:17), царю Саулу (1-я Царств 15:23), так и ко всему народу, включая священников и пророков: «Так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя» (Осия 4:5:6). Вероятно, отвержение израил. народом слова Божьего доставляло пр. Иеремии самые сильные страдания (Иеремия 6:19:30; Иеремия 7:29; Иеремия 14:19; Иеремия 52:3; Плач Иеремии 2:7; Плач Иеремии 5:22). От отвержения Богом ничто не защитит. Св. город Иерусалим не защищает от гнева Божьего (4-я Царств 23:27). «Храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего» (3-я Царств 9:7), то же касается и жертвенника (Плач Иеремии 2:7). Факт Божьего избрания нисколько не исключает возможности оказаться отвергнутым: «Не таковы ли, как сыны Ефиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы? говорит Господь. Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской и Филистимлян – из Кафтора и Арамлян – из Каира? Вот очи Господа Бога – на грешное царство, и Я истреблю его с лица земли» (Амос 9:7:8). Высоко вознесшийся низвергнется до ада (От Матфея 11:20). «Сыны царства» будут «извержены во тьму внешнюю» (От Матфея 8:12). Лишь в одном случае избранность остается вечной, несмотря на отвержение. Христос, этот «камень, который отвергли строители» (От Марка 12:10 и парал. места), имеет власть определять судьбы мира и участь отдельных людей: «Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется; а на кого он упадет, того раздавит» (От Луки 20:18; 1-е Петра 2:8), а «верующий в Него не постыдится» (1-е Петра 2:6). Ибо отвергнутый камень стал краеугольным, главою угла, завершающим и несущим на себе новый Храм, народ Божий;

2) Павел, познавший на собств. опыте, что значит быть принятым Христом, с глубокой болью осознает факт отвержения израил. народа (К Римлянам 11:15). Израилю как народу изначально принадлежали Божье усыновление и слава, заветы и Закон, богослужение и обетования. Из этого народа произошли по плоти праотцы и Сам Христос (К Римлянам 9:1). Значит ли это, что обетования Божьи были даны напрасно? Нет, ибо после принятия язычников в лоно Церкви вновь пробьет час Израиля (К Римлянам 11:11). Если Бог привил к корню народа Божьего язычников, как новые ветви, то тем более Он может вновь привить отломившиеся ветви народа Израиля. Но Божьи обетования есть «да» и «аминь» только во Христе (2-е Коринфянам 1:20). Бог отломил ветви Израиля за его неверие (К Римлянам 11:20) и заключил евреев вместе с язычниками в непослушание, чтобы всех помиловать (К Римлянам 11:32). Но если Израиль будет упорствовать в неверии, то его ветви не будут привиты вновь (К Римлянам 11:23). Остаток;

3) не противоречит ли окончат. отвержение милосердию Божьему, ведь Он любит мир (От Иоанна 3:16) и «все из Него, Им и к Нему» (К Римлянам 11:36)? Библия отвечает на этот вопрос утверждением, что спасение предназначено всякому, кто верует (От Марка 16:16; От Иоанна 3:16:18). Оказаться вне спасения рискует не только неверующий, но и тот, чья вера не подкрепляется достойной христианина жизнью. Даже ап. Павел постоянно работал над собой, чтобы самому не оказаться отвергнутым (1-е Коринфянам 9:27). Помилование не является долгом Бога, Он свободен в проявлении Своей милости (К Римлянам 9:15). Поэтому Он может и отвергать. В том и в другом Он проявляет Свое всемогущество, но повлиять на Его окончат. решение может и смиренная просьба: «Не отвергни меня от лица Твоего» (Псалтирь 50:13).

ЧЕЛОВЕК ОТВЕРГАЕТ ЧЕЛОВЕКА Слово «О.» употребляется в Библии и в том случае, когда мужчина расторгает брак и отсылает жену с разводным письмом (Левит 21:7:14; Исаия 54:6; Числа 30:9) или когда человек, напр., священник, отлучается от служения (3-я Царств 2:27, в Синод. пер. – «удалять»; 2-я Паралипоменон 11:14, в Синод. пер. – «отставлять»).