Освящение, освящать Библейская Энциклопедия Брокгауза

Освящение, освящать, обряд, которым люди или вещи отделяются для святых целей (посвящаются на служение Богу). О. ⇒ скинии происходило через помазание миром (Исход 30:26-28; Левит 8:10) и принесение предписанных жертв (Исход 40:29). О. жертвенника всесожжения длилось семь дней (Исход 29:37), в течение следующих 12 дней делали свои приношения начальники каждого колена (Числа 7:11:84). Подобным образом освящал храм Соломон (3-я Царств 8:62-66; 2-я Паралипоменон 7:9), так же происходило и О. второго храма (1Езд. 6:16). Из Второзаконие 20 известно об О. (в Синод. пер. – «обновление») вновь построенных домов, а Неемия освятил восстановленные стены и ворота Иерусалима (Неемия 12:27-43).

I. Употребляемое в Септуагинте греч. слово гагиадзо ­­ «освящать» по смыслу почти полностью совпадает с евр. словом кадаш ­­ «освящать», «святить». Вначале слово гагиадзо использовалось лишь в узком, обрядово-богослужебном значении (Исход 29 и др.), но позже область применения его существенно расширилась. О. может совершаться через обрядовые действия (Исход 19:10:14; Иисус Навин 7:13 и др.), а также через соблюдение праздников (Исход 20:8; Второзаконие 5:12). Освящает всегда Бог, в т.ч. и в тех случаях, когда посредником выступает священник. Через О. предметы и люди ставятся на служение Господу. Снисходя к человеку и удостаивая его Своим присутствием и общением, Бог стремится приобщить его к Своей святой сущности. «Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш», – так обращается Господь к верующим в Него (Левит 19:2). Избранный народ должен соблюдать не только обрядовую, но и нравств. чистоту. И об этом – по поручению Господа – ему постоянно напоминали пророки, прежде всего Исаия, Иеремия, Осия и (Амос 1:11-17; Осия 6:6; ср. 1-я Царств 15:22). Однако на практике О. оставалось преимущественно внешним, обрядовым (К Евреям 9:10): будучи призвано стать воспитат. средством для освящения сердец, оно не могло «сделать в совести совершенным приносящего» дары и жертвы (К Евреям 9:9), поскольку еще не был открыт «путь во святилище» (К Евреям 9:8).

II. Лишь с НЗ мы обретаем этот новый, живой путь, ведущий в Святое Святых (К Евреям 9:11-14). Иисус Христос Своими страданиями за нас, Своим послушанием вплоть до смерти крестной освятил нас; теперь и мы освящены истиною (От Иоанна 17:19). Христос сделался для нас «освящением и искуплением» пред Богом (1-е Коринфянам 1:30). Понятие «освящение» имеет в НЗ два значения:

1) О. является всецело ДЕЯНИЕМ БОГА и как дар Божий дается всем, кто приобщается к Евангелию через веру. Бог не только оправдывает верующего через прощение грехов ради Христа, но и приобщает его к святости Сына (1-е Коринфянам 6:11; К Ефесянам 4:24; К Ефесянам 5:25). В результате верующий рождается заново (От Иоанна 3:1-16; 1-е Петра 1:3-5) через освящение от Духа (К Римлянам 1:4; К Римлянам 15:16; 1-е Петра 1:2);

2) О. требует полного УЧАСТИЯ ВЕРУЮЩЕГО. Тот, кого Бог оправдал Своей милостью и избавил от вечного проклятия, неправомочен более распоряжаться собой (2-е Коринфянам 5:14-17), и мир не может далее располагать им (К Галатам 6:14). С этого времени он передан во власть Богу. По Божьему праву он «освящен Господу» и не вправе забывать об этом (К Римлянам 1:7; 1-е Коринфянам 1:2; К Ефесянам 1:4; К Колоссянам 3:12; Откровение 20:6). «Освященные во Христе» должны представить свои «тела в жертву живую, святую, благоугодную Богу» (К Римлянам 12:1); они должны допустить Св. Духа в свою жизнь и проявлять послушание: «Старайтесь иметь ... святость, без которой никто не увидит Господа» (К Евреям 12:14). Заключит. главы апостольских посланий изобилуют увещеваниями жить в святости (К Римлянам 12:1-21; К Римлянам 13:1-14; 1-е Коринфянам 16:13; 2-е Коринфянам 13:5; К Галатам 5:1; К Галатам 6:1). Многочисл. высказывания о «святости во Христе» дополняются увещеваниями, призывающими к глубокой преданности Богу и отречению от мира (К Римлянам 6:19; 1-е Иоанна 2:15-17 и др.). «Время странствования», т.е. время пребывания на земле, следует проводить богобоязненно (1-е Петра 1:15-17; 2-е Коринфянам 7:1). Разъяснения по поводу того, что спасение невозможно как без содействия святой Божьей милости, так и без активного участия самого верующего, дано в К Филиппийцам 2 Борьба, бороться.

III. Согласно НЗ для «возрастания в святости» необходимы: молитва, преломление хлеба, общение святых ( Исповедание, исповедовать (III) Увещевание), но прежде всего – Слово Божье (Деяния 2:42).

IV. Целью О. является совершенствование и преображение верующих в образ Христа (К Римлянам 8:17:28; 1-е Коринфянам 15:35; К Филиппийцам 3:21; 1-е Иоанна 3:2), достижение совершенства в Нем (К Колоссянам 1:28; К Колоссянам 2:10), как того требовал Сам Господь от Своих учеников (От Матфея 5:48). Облечение «в нового человека» (К Ефесянам 4:24) является каждодневной задачей для всех нас: «всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1-е Фессалоникийцам 5:16; 1-е Коринфянам 14:20; К Филиппийцам 3:15; 1-е Петра 2:9; К Евреям 5:14). Левиты Священник Жертва (V,2).