Опьянение, пьянство, пьяница Библейская Энциклопедия Брокгауза

Опьянение, пьянство, пьяница

I. О. происходит от неумер. потребления хмельных напитков, из которых в Библии упоминаются вино, молодое вино и крепкий напиток ( Питье). Опьяневший утрачивает способность к здравому суждению (От Иоанна 2:10), его сознание затуманено (Бытие 9:21; Притчи 26:9); его походка становится неувер., шатающейся (Псалтирь 106:27; Исаия 19:14), он блуждает, утратив ориентиры (Иов 12:25). Речь пьяного бессвязна и неразборчива, смысл его слов понять невозможно (ср. 1-я Царств 1:13; Деяния 2:15). Опьяневшие неразумны и нередко буйны (Притчи 20:1), склонны к брани и дракам (Притчи 23:29), часто сначала они возбуждены и веселы, но затем становятся сонливыми (Иеремия 51:39:57). Их поведение бывает бесстыдным (Плач Иеремии 4:21), они легко переступают границы дозвол. (Притчи 23:33). Пьянство, характерное для неискупл. человека (К Римлянам 13:13; К Галатам 5:21; 1-е Петра 4:3), явл. причиной отвратит. поступков (К Ефесянам 5:18). Давид пытался напоить Урию, чтобы ввести его в заблуждение относительно того, кто будет подлинным отцом ребенка, который должен был родиться у его жены Вирсавии (2-я Царств 11:13). Состояние людей, опьян. вином, описано в Притчи 23:29-35; Исаия 28:7-13. В ВЗ священникам и назореям запрещалось употребление хмельных напитков (Левит 10:9; Числа 6:3), а в НЗ подчеркивается, что руководители Церкви не должны предаваться пьянству (1-е Тимофею 3:3:8; К Титу 1:7). Если кто-то, «называясь братом» во Христе, «остается пьяницею», то церковь должна исключить его из своей среды (1-е Коринфянам 5:11). Пьяницы не наследуют Царства Божьего (1-е Коринфянам 6:10), и там, где царит пьянство, не ждут Второго пришествия Иисуса (От Луки 21:34). О том, что человек по воле Бога может освободиться от тяги к спиртному, свидетельствует Павел, говоря: «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1-е Коринфянам 6:11).

II. В метафорич. значении пьянство – это состояние падшего человека в грешном мире (1-е Фессалоникийцам 5:7). Мировое царство, на которое падет Божья кара, будет упоено собств. кровью (Исаия 49:26; ср. Исаия 34:7); великая блудница упоена кровью святых (Откровение 17:6). Застигнутые штормом в море суда «кружатся и шатаются», как пьяные (Псалтирь 106:27), этот же образ используется и при описании посланного Богом заблуждения или состояния тех, кто испытывает на себе Божий суд (Исаия 19:14; Исаия 29:9; ср.; Исаия 24:20).