Окропление, окропить Библейская Энциклопедия Брокгауза

Окропление, окропить Различаются три вида О.:

1) елеем (т.е. маслом): Левит 14:16;

2) водой: Левит 14:51; Числа 8:7; Иезекииль 36:25 и др.;

3) кровью: Исход 29:16:20; Левит 1:5:11; Левит 16:14; Числа 19:4; 4-я Царств 16:13. Все три вида О. имеют культовое значение. О. маслом тесно связано с обрядом жертвоприношения за очищение от проказы ( Жертва): Лев. 14О. водой производилось в первую очередь для очищения (напр., прокаженного: Левит 14(Левит 14:7) и после прикосновения к умершему: Числа 19:11-13). О. водой олицетворяет также очищение от грехов, причем очищены могут быть как люди, так и вещи (Левит 14:52: дом должен быть «очищен» водой). В Израиле считалось, что одной только водой смыть грехи невозможно и для полного очищения необходима кровь. Именно поэтому О. жертвен. кровью стало у израильтян важным культовым действом. В день великого искупления первосвященник должен был семь раз окропить пальцем, смоченным в жертвен. крови, золотую крышку ковчега завета, чтобы самому освободится от греха и одноврем. получить возможность ходатайствовать за грехи других людей пред Господом Богом (Левит 16:11). В Посл. к Евреям ветхозавет. окропление кровью предстает в ином виде: великий Первосвященник Иисус принес Себя в жертву Богу во искупление грехов, и жертва эта действенна во веки веков, поэтому окропление кровью жертвен. животных становится ненужным. Тем самым всем верующим (а не только первосвященникам, как в ВЗ) всегда (а не только один раз в год, см. Левит 16:1; К Евреям 10:20) открыт путь в Святое Святых. Кто с покаянным сердцем и с верою приблизится к Кресту Иисуса, тот будет «окроплен» в своем сердце, и грехи его омоются Кровью Иисуса (К Евреям 10:22; ср. 1-е Иоанна 1:7).