Одержимость, одержимый, бесноватый Библейская Энциклопедия Брокгауза

Одержимость, одержимый, бесноватый

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Под О. Библия понимает вселение бесов в людей и полное подчинение ими мыслей, чувств и воли этих людей (От Луки 22:3-6). Пока у бесов есть право обитать на земле, ими руководит стремление овладевать душами людей, в которых они обретают покой и убежище (От Матфея 12:43), а также спасение от того, чтобы быть прежде времени отправленными в преисподнюю (От Матфея 8:29; От Луки 8:28-31). Чаще всего одним человеком владеет один демон (От Матфея 12:43), но иногда в него могут вселиться сразу несколько бесов (От Луки 8:30; От Луки 11:26). Бес завладевает человеком с целью нарушить связь одержимого с Богом и подтолкнуть его к дурным поступкам (отсюда определение: «злые духи»); совратить человека к неверию (отсюда – «духи-обольстители», 1-е Тимофею 4:1); заставить человека произносить лживые речи («лживые духи», 3-я Царств 22:22); осквернить ему душу («нечистые духи», От Матфея 10:1; От Матфея 12:43; От Марка 1:23; Деяния 8 и др.). Демоны постоянно мучают О. человека и могут даже вызвать болезнь (напр., психич. расстройство – От Марка 5:1, эпилепсию – От Марка 9:18, искривление позвоночника – От Луки 13:11) или лишить одержимого дара речи (От Матфея 9:32; в От Матфея 12– речи и зрения). Бесы, приносящие человеку подобные мучения, различаются степенью своей жестокости (От Матфея 12:45). Но их неизменная цель – погубить человека, чтобы затем отправить в царство своего владыки (От Марка 9:22).II. ПРИЗНАКИ ОДЕРЖИМОСТИ

Признаками О. являются: выкрики, которые вырываются у человека помимо его воли (От Матфея 8:29; От Марка 1:24; От Луки 4:34; Деяния 19 и др.); сверхъестеств. проницательность (как, например, в случае, когда демоны признают в Иисусе Сына Божьего, Который пришел, чтобы изгнать их, От Марка 1:24:34 и др., или указывают на определенных людей как на рабов Бога Всевышнего, Деяния 16:17); кратковременное беспокойное поведение (выкрики, скрежетание зубами, припадки – От Марка 5:5; От Марка 9:18); необычайная, бросающаяся в глаза физич. сила (От Марка 5:4; Деяния 19:16); резкое противодействие всякому божеств. влиянию (От Марка 5:7; От Луки 4 и др.); крики, биение в падучей, судороги, которыми сопровождается выход беса из одержимого (От Марка 1:26; От Марка 9:26; От Луки 4:35:41; Деяния 8:7); полное выздоровление одержимого после изгнания демонов (От Марка 5:15; От Марка 9:27). Изгнанные из человека бесы пытаются вселиться в него обратно (От Матфея 12:44; От Марка 9:25). III. ПРИЧИНЫ ОДЕРЖИМОСТИ Причины О. могут быть самыми разными. Сознательное утаивание тяжелого греха, вошедшие в привычку сквернословие и богохульство, ложная клятва и др. могут дать повод бесу вселиться в человека. Но все же причины многих случаев О., описанных в НЗ, неясны. Чаще всего это – результат занятий оккультизмом (колдовство, посещение ясновидящих или спиритических собраний, ношение амулетов и т.д.), когда человек попадает во власть сатаны. Открытое выражение человеком своей приверженности дьяволу – призывы к его помощи, клятвен. обещание служить ему, вступление в союз с ним (Исаия 28:15) – также может служить поводом, чтобы дьявол завладел душой человека. IV. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ БЕСОВ Можно добиться лишь искренним покаянием и отречением от сатаны, основ. на вере в победу, которую Иисус Христос одержал над дьяволом Своим крестом. Иисус пришел, чтобы разрушить дела дьявола (1-е Иоанна 3:8). Он исцелял одержимых, изгоняя из них демонов (От Матфея 4:24; От Матфея 8:16; Деяния 10 и др.). Властью изгонять злых духов Он наделил и Своих апостолов (От Матфея 10:1; Деяния 5:16; Деяния 8:7; Деяния 16:18; Деяния 19:12). Обетование о наделении подобной властью дано всем, уверовавшим в могущество Иисуса (От Марка 16:17). Чем больше одержимый исполняется Духом Божьим, тем быстрее ослабевает власть дьявола над ним, и в конце концов врагу приходится, часто после упорной борьбы, выйти из человека (Иакова 4:7).