Одежда Библейская Энциклопедия Брокгауза

Одежда

I. НАТЕЛЬНЫМ БЕЛЬЕМ служила рубаха из шерсти или льна (Левит 13:47), доходившая до колен и в более поздние времена изготовлявшаяся из виссона, особо тонкого льняного полотна (Иезекииль 16:13). Дома, во время работы или отдыха, такая рубаха нередко была единств. предметом О. При этом человек, одетый лишь в нижнее белье, рассматривался как обнаженный ( Нагой) (2-я Царств 6:20; От Иоанна 21:7). На ассир. рисунках можно видеть пленных иудеев в подобной О. Иногда поверх нижней рубахи иудеи носили вторую, более длинную, которая доставала до щиколоток (1-я Царств 2:19; 1-я Царств 24:5; Иов 1:20). Обе рубахи или только одну, нижнюю, схватывали поясом, на котором носили меч (1-я Царств 25:13), а реже, скрытно, более короткое оружие (Книга Судей 3:16; 2-я Царств 20:8). В поясах хранили деньги (От Матфея 10:9); писец прикреплял к нему свои письм. принадлежности (Иезекииль 9:2). В пазухе перепоясанной О., как в кармане, носили различные предметы ( Пазуха). Пояса были льняные (Иеремия 13:1) или кожаные (4-я Царств 1:8), иногда их богато украшали (Даниил 10:5). По-видимому, дома их не надевали; но, собираясь в дорогу, ими обязательно подпоясывались, поскольку неподпоясанные длинные и широкие О. затрудняли движение (4-я Царств 9:1; Иеремия 1:17; От Иоанна 21:7; Деяния 12:8); перепоясанные чресла стали символом готовности к служению (1-е Петра 1:13; ср. Исаия 5:27). Подпоясывались также, готовясь к работе (От Луки 17:8).

II. Поверх нижней О. носили ПЛАЩ, которым бедные люди, напр. пастухи, укрывались ночью. Поэтому плащ нельзя было брать в качестве залога (Исход 22:25). В От Матфея 5:40, по-видимому, содержится намек на то, что ко времени Иисуса эту заповедь пытались обойти, требуя в залог рубаху, нижнюю О. Плащ представлял собой прочный кусок материи, квадратный по форме; он был достаточно велик, что позволяло носить в его полах всевозможные предметы (Исход 12:34; 4-я Царств 4:39; Аггей 2:12). Во время работы и в остальных случаях, когда требовалась свобода движений, плащи снимали (От Матфея 24:18; Деяния 7:58; Деяния 12:8). По углам плаща прикрепляли кисти (Числа 15:38; Второзаконие 22:12), которые должны были напоминать о заповедях Божьих. Именно эти кисти подразумеваются в Синод. пер. под «воскрилиями» (От Матфея 23:5) и под «краем одежды» (От Луки 8:44).

III. Голову, вероятно, покрывали ПЛАТКОМ, который был сложен треугольником и завязывался на голове с помощью шнура. На ногах носили кожаные сандалии, которые привязывали ремнями. Люди, соблюдавшие траур, а также бедняки и пленные ходили босыми (2-я Царств 15:30; Исаия 20:2; Иезекииль 24:17). Обувь.

IV. ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА была похожа на МУЖСКУЮ, но все же имела некоторые отличия, что объясняется запретом носить платье, предназначавшееся для лиц другого пола (Второзаконие 22:5). Одеяния женщин были длиннее и шире мужских, и, вероятно, изготавливались из более тонких тканей; верхняя одежда имела рукава до запястий. Женщины также носили пояса и плащи (Руфь 3:15). Головным убором им служили покрывало или головной платок, зачастую низко опускающийся на лицо (Бытие 24:65; Бытие 38:14:19; Иеремия 2:32; Иезекииль 16:10). В Иез. 16упоминается женская обувь из тонкой кожи («сафьянные сандалии»). Изготовление О. было женским делом (1-я Царств 2:19; Деяния 9:39). Большое количество О. служило поводом для гордости (Притчи 31:21:24).

V: 1) ПРАЗДНИЧНАЯ ОДЕЖДА отличалось от повседневной О. (Бытие 45:22; Книга Судей 14:12; 4-я Царств 5:5). О. знати и цар. семейства отделывали вышивкой и золотыми украшениями, на ее изготовление шли дорогие ткани: багряница, пурпур и шёлк (Книга Судей 5:30; 2-я Царств 1:24; Псалтирь 44:14; Иезекииль 16:10:13; От Луки 16:19). Обычно это были ткани, привезенные из других стран (Иисус Навин 7:21; Книга Судей 8:26; Иезекииль 23:6; Иезекииль 27:24; Софония 1:8). Облачение в дорогие О. играло свою роль при вступлении в должность (Бытие 41:42; Исаия 22:21) и при публичном чествовании (Есфирь 6:7-9; ср. От Луки 15:22);

2) ТОРЖЕСТВЕННЫЕ (Захария 3:4), или БЕЛЫЕ, ОДЕЖДЫ (Откровение 3:4; Откровение 6:11; Откровение 7:9:13; ср. Екклесиаст 9:8) становятся символом прощения грехов и обретенного спасения ( Одевать, облекать. В некоторых местах Свящ. Писания говорится об «облечении в правду» (Иов 29:14) и о «ризах спасения» (Исаия 61:10). БРАЧНАЯ ОДЕЖДА, вероятно, была одеянием, которое приглашенные на свадьбу получали от устраивающего свадебный пир. Пребывание на таком пиру в собств. одежде или отказ от брачного одеяния считались тяжелым оскорблением и делали невозможным участие в празднестве (От Матфея 22:11-13).

VI. Ношение ВЛАСЯНИЦЫ (т.е. О. из овчины или верблюжьей шерсти) с кожаным поясом было отличит. признаком пророка (4-я Царств 1:8; Захария 13:4; От Матфея 3:4; ср. От Матфея 7:15). Священник Первосвященник.

VII. Прокаженные должны были носить РАЗОДРАННУЮ ОДЕЖДУ, что делало их заметными издали (Левит 13:45). Наряду с этим раздирание О. имело особый смысл. Таким способом выражались скорбь (Левит 10:6; Иисус Навин 7:6; 2-я Царств 1:11; Есфирь 4:1; Иов 1:20) и раскаяние (3-я Царств 21:27; Есфирь 9:3; ср. Иоиль 2:13), отвращение и ужас, особенно перед фактом богохульства (Числа 14:6; Иеремия 36:24; От Матфея 26:65; Деяния 14:14). Относит. отрясания О. (Деяния 18:6) ( Нога, VI Лен Ремесло.