Огонь, огненный Библейская Энциклопедия Брокгауза

Огонь, огненный Овладение О. является основным условием возникновения человеч. цивилизации. В Библии, в отличие от языч. мифологий, ничего не сообщается о познании О., а говорится лишь о его использовании.

I. ОГОНЬ В ЖИЛИЩЕ.

Израильтяне высекали О. (во всяком случае, в поздний период) из кремня (2 Макк. 10:3); но древнейший способ добывания О. – трение друг о друга двух кусков дерева. На О. готовили пищу, он был также источником тепла (Иеремия 36:22; От Иоанна 18:18).

II. ЗАКОНЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОГНЯ.

Законом Моисея запрещалось разведение О. в субботу (Исход 35:3). Но, вероятно, этот запрет не распространялся на использование для обогрева уже горевшего О. В засушливом климате Палестины О. мог представлять большую опасность (см. Книга Судей 9:15), поэтому в Законе говорилось, что в случае неосторожного обращения с О. за причиненный ущерб «должен заплатить тот, кто произвел сей пожар» (Исход 22:6; ср. Книга Судей 15:4; 2-я Царств 14:30).

III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОГНЯ В КУЛЬТОВЫХ ЦЕЛЯХ.

Жертва всесожжения и жертва курения сжигались полностью. Впервые жертву всесожжения принес Ной (Бытие 8:20), затем подобные жертвоприношения совершались постоянно, пока на жертвеннике в святилище не загорелся неугасимый О. Этот О. был зажжен Самим Богом (Левит 6:9:13; Левит 9:24), как и О., посланный с неба и поглотивший жертвы Давида и Соломона (1-я Паралипоменон 21:26; 2-я Паралипоменон 7:1). Если по к.-л. причине О. на жертвеннике угасал, то, согл. Талмуду, вновь зажечь его можно было лишь трением друг о друга двух кусков дерева (но ср. 2 Макк. 10:3). О., зажженный иным способом, считался «чуждым». За использование «чуждого» О. Бог предал смерти Надава и Авиуда (Левит 10:1; Числа 3:4; Числа 26:61). Воен. добыча, захваченная у язычников, очищалась О. и «очистительной» водой в том случае, если она ранее не «проходила через огонь» (напр., оружие и другие металлич. предметы). Приносимые в жертву за грех животные сжигались только за пределами стана (Левит 4:12:21; Левит 6:23; Левит 16:27; К Евреям 13:11). Назорей в день окончания данного им обета должен был остричь свои волосы и положить их «на огонь, который под мирной жертвою» (Числа 6:18).

IV. ОГОНЬ КАК НАКАЗАНИЕ.

Для ужесточения наказания за совершенное преступление человека или его труп сжигали на огне (Левит 20:14; Левит 21:9; Иисус Навин 7:25; 4-я Царств 23:16). Наказание, наказывать Погребение.

V. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

О. – символ присутствия Бога и орудие Его могущества, применяемое Им как для оказания помощи, так и для наказания (Исход 13:21; 14:24; Числа 11:1:3 и др.). Ангел Господень явился Моисею в пламени горевшего тернового куста; в О. Господь сошел на гору Синай (Исход 3:2; Исход 19:18). Окруженный О., являлся Бог Иезекиилю и Иоанну (Иезекииль 1:4; Откровение 1:14); пламенеющим О. будет сопровождаться Второе пришествие Господа Иисуса Христа (2-е Фессалоникийцам 1:8). Бога сравнивают с О. не только по причине Его славы или сияния Его образа, но и в силу Его гнева, поедающего грешника, как О. солому (Второзаконие 32:22; Исаия 10:17; Иезекииль 21:31; К Евреям 12:29). С О. сравнивается Израиль, побеждающий своих врагов (Авдий 1:18), Слово Божье (Иеремия 5:14; Иеремия 23:29), Св. Дух (Исаия 4:4; Деяния 2:3), пыл праведников (Псалтирь 38:4) и ангелов (Псалтирь 103:4; К Евреям 1:7), последствия прелюбодеяния (Притчи 6:27), беззаконие (Исаия 9:18), язык (Иакова 3:6), надежду грешников (Исаия 50:11), могущество Бога (От Луки 12:49), суд Господень (Иеремия 48:45; Плач Иеремии 1:13; Иезекииль 39:6) и связанное с ним очищение (Исаия 4:4; Малахия 3:2). Подобно тому как огненный столп по ночам освещал народу Израиля путь через пустыню (Исход 13:21), Господь сотворит однажды и над новым Сионом «блистание пылающего огня» – благословляющего, охраняющего и освещающего (Исаия 4:5; ср. Откровение 21:23).