Обращение, обратить, обратиться Библейская Энциклопедия Брокгауза

Обращение, обратить, обратиться

ОБРАЩЕНИЕ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ Слово со значением «обратиться» [евр. шув] встречается в тексте ВЗ ок. 670 раз. Наряду со значением «обратиться к кому-либо», «обернуться», «возвратиться», «восстановить и вернуть» это слово употребляется и в специфич. значении «обратиться к Богу» (ок. 120 раз) и означает изменение образа жизни, возвращение с путей греха к живому Богу. Из огромного количества мест в Библии, где говорится об О., выберем лишь самые важные, чтобы разобраться в его сути. Бог, желая обратить человека (Иезекииль 18:23; Иезекииль 33:11), Сам побуждает его к этому. Через Своих пророков Он призывает людей обратиться (Иеремия 3:7; Иеремия 25:5; Иоиль 2:12), требуя при этом О. «всем сердцем» (1-я Царств 7:3; Иоиль 2:12). Грешники (Псалтирь 50:15) должны обратиться от своего греха (Исаия 59:20; Иезекииль 33:14) к Господу (Иоиль 2:12), и тогда даруемые Его милостью прощение (Исаия 55:7) и новая жизнь будут наградой за искреннее О. Подлинное О. заключается не в попытке человека исправить отдельные богопротивные поступки, а в абсолютно новом отношении к Богу и Его воле, охватывающем все стороны жизни. Нежелание обратиться влечет за собой «огрубение сердца» (Исаия 6:10) и смерть грешника (Иезекииль 18:23; Иезекииль 33:11). Но Бог не только призывает человека к О., Он и помогает ему в этом, потому что человек не в силах справиться самостоят. Тем не менее человек должен сам просить Бога обратить его (Иеремия 31:18; Плач Иеремии 5:21), поскольку личная ответственность за О. с него не снимается. И если в историч. книгах ВЗ чаще всего говорится об О. народа Израиля в целом, то в пророч. книгах, и особенно у Иеремии и Иезекииля, речь идет об О. к Богу отдельного человека, которое достигается тем, что Бог дарует ему новое сердце и новый дух (Иеремия 31:33; Иезекииль 18:21; Иезекииль 36:26; см. Псалтирь 50:12-14). В основе всех ветхозаветных высказываний об О. лежит одна идея: О. – это решит., всеобъемлющий возврат человека к Богу, являющийся ответом на Божий призыв. Это единств. путь избежать суда, ожидающего грешников, заново обрести милость Божью и получить прощение грехов. ОБРАЩЕНИЕ В НОВОМ ЗАВЕТЕ Слово «обратиться» перешло из евр. текста ВЗ через Септуагинту в язык НЗ [греч. стрефестай, епистрефейн]. Как и в ВЗ, это слово употребляется здесь в различных значениях. Слово епистрефейн встречается в тексте НЗ 36 раз, в т.ч. 18 раз в значении «обратить», «обратиться» (От Матфея 13:15; От Марка 4:12; От Луки 1:16; От Луки 22:32; Деяния 3:19; Деяния 9:35; Деяния 11:21; Деяния 14:15; Деяния 15:19; Деяния 26:18:20; Деяния 28:27; 2-е Коринфянам 3:16; 1-е Фессалоникийцам 1:9; 1-е Петра 2:25; Иакова 5:19). Слово стрефестай в этом значении встречается только в От Матфея 18 и От Иоанна 12:40, апострефейн – только в Деяния 3:26, а анастрефейн – исключит. в значении «возвратиться», «обернуться», «превратить». Сущ. «О.» встречается в НЗ только один раз – в Деяния 15:3. Полное представление о значении понятия «О.» в НЗ невозможно без учета значения слова, которое обычно переводится как «каяться», «приносить покаяние» [греч. метаноэйн]. Иоанн Креститель, призвавший народ Израиля покаяться, с полным основанием, как предтеча Мессии, может быть поставлен в один ряд с пророками. Иисус в начале Своего служения поддержал призыв Крестителя к покаянию (От Матфея 3:2; От Матфея 4:17). Иоанн Креститель и Иисус говорили на арамейском, и слово, употребленное ими в этих случаях, эквивалентно евр. слову, которое М.Лютер в своем переводе ВЗ передает как «обратиться». Призыв Иоанна Крестителя и Иисуса: «Покайтесь!» означает «Обратитесь!», и в тех местах НЗ, где речь идет о покаянии, имеется в виду О. к Богу. При этом, как и в ВЗ, О. – это решит. и всеобъемлющее возвращение к Богу, не только желательное, но и необходимое (Деяния 17:30), поскольку является единств. средством спасения от Божьего суда. Покаяние.

ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЩЕНИЯ В БИБЛИИ Призыв к О. звучит во всей Библии: он содержится в Законе Божьем (Второзаконие 4:30; Второзаконие 30:2:8 и др.), постоянно повторяется в книгах пророков, а призыв Иоанна Крестителя к покаянию имел особую значимость, т.к. час пришествия Мессии был уже близок. Сам Иисус начинает Свою спасит. миссию с призыва покаяться (От Матфея 4:17; От Марка 1:15); Он говорит, что О. является необходимым условием для обретения Царства Божьего (От Матфея 18:3), и грозит судом Своим тем, у кого «огрубело сердце» (От Матфея 13:15; От Марка 4:12; ср. Исаия 6:9). Апостолы в своих посланиях также поддерживают призыв к покаянию и О. Из Деяния 3 и Деян. 26следует, что оба этих слова – «каяться» и «обратиться» – тесно связаны друг с другом по смыслу и являются лишь средствами для выражения одного понятия. В Деяниях рассказывается о благовестнич. служении первых христиан, и сопутствующее ему О. к Иисусу Христу понимается как решит. действие, совершаемое каждым человеком самостоят. (Деяния 2:37; Деяния 8:35; Деяния 9:1; Деяния 9:35; Деяния 10:44; Деяния 11:21; Деяния 16:30). Из текста Деян. 15можно сделать вывод, что слово «О.» уже в раннем христианстве стало устойчивым понятием, не требующим дополнительных объяснений. В речах апостолов О. предстает как подчинение человеком всей своей воли Богу, как О. от тьмы к свету, от власти сатаны к Спасителю человечества (Деяния 26:18; 1-е Петра 2:25; К Ефесянам 2:2; К Ефесянам 5:8). О. неотделимо от веры, и, лишь уверовав, можно обратиться к Господу (Деяния 11:21), наградой же за О. становится прощение грехов (Деяния 3:19; Деяния 26:18). Жизнь обратившегося к Богу человека наполняется новым смыслом. Как сказал ап. Павел в 1-е Фессалоникийцам 1, «...и как вы обратитесь к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева» (1-е Фессалоникийцам 1:9:10). ОБРАЩЕНИЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ О. человека сопровождается его возрождением. Обратившемуся грешнику, уверовавшему в то, что Христос принял смерть на Голгофе ради его спасения, Св. Дух дарует уверенность в прощении грехов, наполняет его сердце радостью и дает силы к обновленной жизни ( Возрождение).