Образец, пример, прообраз Библейская Энциклопедия Брокгауза

Образец, пример, прообраз В евр. языке нет самостоят. слова со значением «образец». Нередко для выражения этого понятия используется выражение «(оставаться) на пути (дэрэх) такого-то»: греч. слово тюпос, а также гюподейгма, гюпотюпосзис означают «удар» или «вмятина от удара», «след», «пятно», а также «отражение», «макет», «модель», «тип», «пример для подражания».

I. УЧРЕЖДЕННЫЕ БОГОМ ОБРАЗЦЫ.

Библия не говорит о Боге как об О., которому следовало бы подражать. Но Бог в Своих деяниях следует некоторым данным или упомянутым Им Самим прообразам, примерам, моделям, на которые человек может ориентироваться как на О. Библия дает верующим О. (добра или зла), по которым человек может осмысливать Божьи деяния, понимая их как помощь или как предостережение. Бог дал израильтянам О. для сооружения скинии (Исход 25:9:40) и храма (1-я Паралипоменон 28:11:19; К Евреям 9:24). Некоторые ветхозаветные события послужили прообразами событий из жизни Иисуса Христа. Напр., покой Божий после сотворения мира (К Евреям 4:10), потоп (2-е Петра 2:5), сохранение жизни Исаака (К Евреям 11:17-19), пребывание Ионы во чреве кита (От Матфея 12:40). Прообразами Христа были и некоторые герои ВЗ: Адам (1-е Коринфянам 15:21:22:45), Моисей (Второзаконие 18:15), Давид (Иезекииль 34:23), пророки (Иакова 5:10).

II. ИИСУС ХРИСТОС КАК ОБРАЗЕЦ.

В следовании за Иисусом и в общении с Ним христианин преображается в образ Христов (К Римлянам 8:29), что выражается не во внешнем подражании Его жизни, а в ежедневном обновлении Св. Духом. Иисус Христос есть образ Бога (2-е Коринфянам 4:4; К Евреям 1:3), и Сам Он должен изобразиться в верующих (К Галатам 4:19), которые призваны облечься во Христа как в нового человека (К Колоссянам 3:10), следовать Его примеру и Его слову, будучи готовы, подобно Ему, терпеть несправедливость (1-е Петра 2:21), любить, как Он (От Иоанна 13:34), жертвовать жизнью (К Ефесянам 5:2), служить ближнему (От Иоанна 13:15), прощать (К Колоссянам 3:13) и даже уподобиться Христу в Его чувствованиях (К Филиппийцам 2:5) и Его жизни (1-е Иоанна 2:6).

III. ЧЕЛОВЕК КАК ПРИМЕР.

В Библии ставятся в пример такие люди, которые проявляют послушание Богу, и т.о. Бог на примере их жизни может свидетельствовать о Себе другим людям. Об Иосии, напр., сказано: «И делал он угодное в очах Господних, и ходил во всем путем Давида, отца своего, и не уклонялся ни направо, ни налево» (4-я Царств 22:2). Т.е. он жил пред Богом и соблюдал заповеди Божьи, подобно Давиду (2-я Паралипоменон 17:3). Но тот, кто уклоняется от пути Господа, становится примером непослушания (3-я Царств 16:26) и совращает людей к идолослужению (2-я Паралипоменон 21:12-13). Послание к Евреям ставит в пример веру предков (К Евреям 11К Евреям 12:1). Павел часто приводил в пример церквам самого себя (1-е Коринфянам 4:16; 2-е Фессалоникийцам 3:7:9), чтобы на этом наглядном примере они учились (К Филиппийцам 3:17) послушанию Иисусу Христу (1-е Фессалоникийцам 1:6). Только потому, что сам Павел следовал за Христом, он мог призывать других следовать своему примеру (1-е Коринфянам 11:1). В этом отношении и сотрудники апостола должны были быть образцом для верующих (1-е Тимофею 4:12; К Титу 2:7), так же как и пресвитеры для своих церквей (1-е Петра 5:3). Образцом для других могут быть и целые церкви (2-е Коринфянам 9:1:2; 1-е Фессалоникийцам 1:7). На вопрос, в чем один христианин может и должен быть образцом для другого, ответ гласит: как и Христос, во всей своей жизни – в вере (К Евреям 13:7), любви, слове, чистоте (1-е Тимофею 4:12), добрых делах (К Титу 2:7), рвении и труде (2-е Фессалоникийцам 3:8:9), проповеди (2-е Тимофею 1:13), принятии Евангелия (1-е Фессалоникийцам 1:6:7). Вместе с тем Библия предостерегает от следования дурным О. (3-е Иоанна 1:1; К Евреям 4:1; Иуды 1). Образ Человек (IV).