Ной Библейская Энциклопедия Брокгауза

Ной [евр. Ноах, согл. Бытие 5:29, возм. «утешитель» ], потомок Сифа, сын Ламеха и отец Сима, Иафета и Хама (Бытие 5:28-32; ср. Бытие 9:24). При рождении Н. его отец сказал: «он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь». Когда Бог решил истребить людей за их неправедность, Н. обрел благодать пред Его очами; он был «человек праведный и непорочный» и «ходил пред Богом» (Бытие 6:8). Господь велел Н. построить ковчег и войти в него вместе с женой, сыновьями и их женами. Н. должен был взять с собой семь пар чистых животных и по одной паре нечистых, а также пищу для себя и для животных. Н. послушался Господа и сделал так, как ему было сказано, показав тем самым пример истинной веры (Бытие 6:13-22; К Евреям 11:7). Когда ему было 600 лет, губит. потоп обрушился на землю (Бытие 7:6); только восемь человек спаслись от смерти (1-е Петра 3:20). По окончании потопа Н. вышел из ковчега, который оказался «на горах Араратских» (Бытие 8:4:18), соорудил жертвенник и принес на нем жертву всесожжения. Тогда Бог решил больше никогда не проклинать землю за грехи человека; сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь никогда больше «не прейдут» (Бытие 8:20-22). Бог благословил Н. и его сыновей (Бытие 9:1-7; ср. Бытие 1:28-31) и заключил завет (IV,2) с ним, его потомками и всеми живыми существами, которые были в тот момент с ним. В этом завете Бог обещал впредь не уничтожать потопом жизнь на земле; знаком завета стала радуга (Бытие 9:8-17). Н. первым стал возделывать виноград. Когда однажды он, опьяневший, лежал в шатре, его, обнаженного, увидел младший сын Хам и насмеялся над ним, рассказав об этом братьям. Сим и Иафет прикрыли отца одеждой. Когда Н. узнал, что сделал Хам, то проклял его сына, Ханаана, и благословил Сима и Иафета (Бытие 9:20-27). После потопа Н. прожил еще 350 лет и умер в возрасте 950 лет (Бытие 9:28-29). В Иезекииль 14:14:20 и 2-е Петра 2:5 о Н. говорится как о праведнике. Иудеи придают важное значение «семи заповедям», основанным на Бытие 9:1-7, относя их ко всем людям и особенно к прозелитам. Эти заповеди таковы:

1) признание властей;

2) запрещение богохульства;

3) запрещение идолопоклонства;

4) запрещение кровосмешения;

5) запрещение убийства;

6) запрещение разбоя и воровства;

7) запрещение потреблять мясо с кровью.