Нога Библейская Энциклопедия Брокгауза

Нога

I. ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ:

1) как и слово «рука», слово «Н.» встречается в образных выражениях. Идя по жизненному пути, Н. «колеблется» (Псалтирь 120:3), «пошатывается» (Псалтирь 72:2), «претыкается о камень» (Псалтирь 90:12), «стоит на камне» (Псалтирь 39:3) или «на пространном месте» (Псалтирь 30:9); для Н. «расставляют сети» (Иеремия 18:22; Плач Иеремии 1:13), их «ставят в колоду» (Иов 13:27);

2) обувь была одним из отличит. признаков знатных людей. В притче о блудном сыне отец приказывает рабам дать вернувшемуся сыну «обувь на ноги». Это символизирует возвращение сыну сыновних прав (От Луки 15:22). Как пр. Исаия, сняв сандалии, ходил «нагой и босой», так и царь ассирийский вел «пленников из Египта и переселенцев из Ефиопии ... нагими и босыми», чтобы унизить их (Исаия 20:2-4). Обувь снимали также в знак смирения и благоговения в присутствии Бога (Исход 3:5; Иисус Навин 5:15);

3) омовение ног гостя было выражением почтения к нему (Бытие 18:4; Книга Судей 19:21; 1-я Царств 25:41; Песни Песней 5:3; От Иоанна 13:4-14; 1-е Тимофею 5:10). Иногда в знак такого почтения Н. мазали миром (От Луки 7:46; От Иоанна 12:3). Во время траура Н. не мыли (2-я Царств 19:24). Если Н. окунали в масло или жир, это означало достаток и благополучие (Второзаконие 33:24; ср. Иов 29:6);

4) в подтверждение своей победы завоеватели наступали на «выи» поверженных врагов (Иисус Навин 10:24), клали их к «подножию ног своих» (Псалтирь 109:1) – обе эти сцены запечатлены на ассир. и егип. барельефах – или «сокрушали их под ногами своими» (Плач Иеремии 3:34; К Римлянам 16:20; ср. Исаия 51:23). Тот, кто властвует, «покоряет все под ноги свои» (Псалтирь 8:7; 1-е Коринфянам 15:27). Выражение «попирать ногами» означает выказывать полнейшее пренебрежение к кому-либо (От Иоанна 13:18; К Евреям 10:29);

5) упасть к ч.-л. Н. означало проявить смирение (Исаия 60:14; Откровение 3:9), благоговение (Деяния 10:25; Откровение 19:10; Откровение 22:8-9), обратиться с просьбой (1-я Царств 25:24; От Марка 5:22; От Марка 7:25). Молитвенное, благоговейное обращение к к.-л. могло сопровождаться обхватыванием Н. (4-я Царств 4:27; От Матфея 28:9), целованием Н. ( Поцелуй), что, однако, могло означать и особую благодарность и смирение (От Луки 7:38:45). Положенные к ч.-л. Н. дары полностью переходили в распоряжение человека, принимавшего их (От Матфея 15:30; Деяния 4:35; Деяния 5:2). Ученики, как правило, располагались на полу у Н. своего учителя, который сидел на возвышении (Второзаконие 33:3; От Луки 10:39; Деяния 22:3; ср. также От Луки 8:35);

6) в Библии говорится о топанье Н., выражающем радость (Иезекииль 25:6) и гнев (Иезекииль 6:11), а также о «говорении ногами» (Притчи 6:13). Стряхивание с Н. праха, т.е. пыли, осевшей во время ходьбы (см. От Луки 10:11; Деяния 18:6), символизирует прекращение всякого дальнейшего общения с тем, кто проклят за свои поступки (От Матфея 10:14; Деяния 13:51);

7) наконец, слово «Н.» употребляется в эвфемистических выражениях. Так, в Исход 4 и Исаия 7:20 под «ногами» подразумеваются интимные части тела, а в Исаия 6:2, очевидно, – тазобедренная область (ср. с установлениями о поведении перед лицом Бога, Исход 20:26; 3-я Царств 19:13).

II. ОМОВЕНИЕ НОГ:

1) об омовении Н. в повседневной жизни Купание (ср. 1-е Тимофею 5:10);

2) ветхозаветные священники, прежде чем войти в скинию, должны были омыть в умывальнике (2) Н. и руки (Исход 30:18-21), что символизировало очищение от грехов перед каждым богослужением;

3) во время Тайной Вечери Иисус омыл Н. Своим ученикам (От Иоанна 13:3-20); этому акту предшествовал спор учеников о том, кто из них выше (От Луки 22:24-27). Тем самым Иисус явил зримое свидетельство Своей любви к ученикам и указал на то, что место каждого из Его последователей определяется в служении. В ответ на просьбу Петра умыть «не только ноги ... но и руки и голову», Иисус говорит: «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты...» (От Иоанна 13:8-10). Как священники в ВЗ совершали полное омовение тела один раз перед своим посвящением (Исход 29:4; Левит 8:6), а перед ежедневным богослужением в скинии омывали лишь ноги и руки (Исход 40:31), так и христианину, однажды прошедшему через «баню возрождения» (От Иоанна 3:5; К Титу 3:5; К Евреям 10:10), в будущем необходимо лишь очищение от повседневной нечистоты снаружи и от греха изнутри (2-е Петра 1:9; 1-е Иоанна 1:7-10; 1-е Иоанна 3:3-5). Иисус Христос не может иметь общение с человеком, запятнанным грехом, но Он может и хочет его очистить. Это желание выражено в требовании Иисуса к ученикам «умывать ноги друг другу» так же, как Он, «Господь и Учитель, умыл ноги» им (От Иоанна 13:14:15). Требование делать другим то же, что делал Иисус, касается также пастырского служения.