Немощь, немощный, бессильный Библейская Энциклопедия Брокгауза

Немощь, немощный, бессильный

I 1) Н., ограниченность и несовершенство – это признаки земного и человеч. начала (От Матфея 26:41; К Римлянам 5:6; К Римлянам 6:19; К Евреям 5:2; К Евреям 7:28). Не лишен этих качеств и ветхозаветный Закон (К Римлянам 8:3; К Галатам 4:9; К Евреям 7:18). Осознание собств. Н. становится поводом просить милости у Бога (Псалтирь 6:3), наделяющего немощных силой (1-я Царств 2:4) и укрепляющего верующих от Н. (К Евреям 11:34);

2) человеч. Н. – важная предпосылка для совершения Богом Его деяний. Бог избрал немощное мира, чтобы посрамить сильное (1-е Коринфянам 1:27); «немощное Божие сильнее человеков» (1-е Коринфянам 1:25). Христос взял на Себя наши Н. (От Матфея 8:17) и был распят в Н. (2-е Коринфянам 13:4). Тем не менее Он противостоял проистекающим из Н. искушениям и остался безгрешен. Поэтому Христос, одержавший победу над Н. и живущий силой Божьей (2-е Коринфянам 13:4), может сострадать нам в наших Н. (К Евреям 4:15). В Нем уже вполне проявилось то, что сеется в Н., а восстает в силе (1-е Коринфянам 15:43);

3) через Христа Божья сила и сейчас еще совершается в человеч. Н. (2-е Коринфянам 12:9). Быть немощным и вместе с тем жить силой Божьей (2-е Коринфянам 13:4) – взаимно обусловл. состояния, поскольку в наших Н. нас подкрепляет Дух (К Римлянам 8:26). Поэтому Павел говорит: «...когда я немощен, тогда силен» (2-е Коринфянам 12:10), и считает возможным гордиться своей Н. (2-е Коринфянам 11:30; 2-е Коринфянам 12:5:9).

II. Среди христиан имеются немощные в особом смысле. Это люди, немощные в вере (К Римлянам 14:1; ср. противоположный пример Авраама, К Римлянам 4:19), неувер. в своих действиях (К Римлянам 14:2; 1-е Коринфянам 8:7:10-12), слабые в духовном отношении, так что апостолу приходится говорить с ними, опираясь лишь на человеч. логику (К Римлянам 6:19). Павел же вновь и вновь напоминает о том, чтобы духовно сильные христиане принимали немощных (К Римлянам 14:1; ср. также Деяния 20:35), сносили их Н. (К Римлянам 15:1; 1-е Фессалоникийцам 5:14) и не вызывали у них изнеможения или соблазна, необдуманно пользуясь своей свободой (К Римлянам 14:21; 1-е Коринфянам 8:9). Для немощных Иисус Сам стал как немощный (1-е Коринфянам 9:22), чтобы помочь им (ср. Иезекииль 34:4:16). Но духовная Н. должна быть преодолена, поскольку наличие множества «немощных» в одной церкви показывает, что там имеют место недостойное поведение и грех (1-е Коринфянам 11:30).