Небо, небеса Библейская Энциклопедия Брокгауза

Небо, небеса В Библии евр. слово шамайим, как и греч. уранос, означает видимое и невидимое Н.

I. Н. и земля, когда они упоминаются вместе, обозначают целостность видимого, Богом СОТВОРЕННОГО МИРА (Бытие 1:1; Псалтирь 72:25; Псалтирь 120:2). Н. в ВЗ рассматривается как большой, натянутый над землей шатер (Псалтирь 103:2; Исаия 40 и проч.), который однажды, в Судный день, свернется «как свиток» (Исаия 34:4; Откровение 6:13-17). Наряду с этим существует и другое представление, согл. которому Н. – это подобие свода, хрустального (Иезекииль 1:22), зеркального (Иов 37:18) или выполненного из чистого сапфира (Исход 24:10). Этот свод покоится на самых высоких горах как на опорных столбах (Иов 26:11). В нем есть ворота, двери (Бытие 28:17; Псалтирь 77:23) и окна (Бытие 7:11; Бытие 8:2; 4-я Царств 7:2:19; Исаия 24:18), через которые Господь посылает дождь, снег, град и молнию (Иов 38:25), а также Свое благословение (Малахия 3:10). Отсюда на землю сыпалась манна небесная (Псалтирь 77:23-31). По Н. прокладывают свой путь солнце и звезды (Бытие 15:5; Иисус Навин 10:13; Иов 9 и проч.). К небесам относится и воздушное пространство, где летают птицы (Бытие 1:26; От Матфея 6 и проч.). Однажды Н., как и земля, прекратит свое существование (Псалтирь 101:26-29; Исаия 51:6; От Матфея 24:35), уступив место новому творению (Исаия 65:17; 2-е Петра 3:10:13).

II 1) Библия, которая рассматривает Н. как ЖИЛИЩЕ БОГА (Псалтирь 2:4; Псалтирь 13:2; Псалтирь 113:11; Исаия 63:15; От Матфея 6:9), называет небосвод престолом Господа, а землю – Его подножием (Исаия 66:1; От Матфея 5:34-37; От Матфея 23:22; Деяния 7:49). Однако повсеместное присутствие Бога разрушает человеч. представления о пространстве (3-я Царств 8:27; Псалтирь 138:7-12), хотя видимое Н. прочно утвердилось в человеч. представлении как образ Н. невидимого (К Колоссянам 1:16). Сообщения о явлении ангелов (Бытие 18:2; Иисус Навин 5:13) и воскресшего Иисуса (От Иоанна 20:19:26) наводят на мысль, что Божьи небеса соприкасаются с нашим материальным миром. (Ср. облако, которое во время преображения Иисуса осеняет Его, а при вознесении – закрывает от глаз учеников, От Матфея 17:5; Деяния 1:9.) Н. по своей сущности – это нечто иное, отличное от видимого небосвода, здесь существует невидимый Божий мир в противоположность видимому миру человека;

2) жилище Бога вместе с тем – это вечная родина Христа. Он сошел с небес (От Иоанна 3:13:31) и после воскресения возвратился туда (От Марка 16:19; От Луки 24:51; Деяния 1:9-11). Он восседает одесную Бога (От Марка 16:19; К Евреям 1:3) и когда-нибудь вновь придет на землю (От Матфея 24:30; Деяния 1:11; 1-е Фессалоникийцам 4:16; Откровение 1:7);

3) Н. является и местом пребывания ангелов (От Матфея 18:10; Откровение 7:11; Откровение 15:5-8 и проч.); сатана же был низвержен с Н. (От Луки 10:18; Откровение 12:7-9);

4) Н. однажды станет жилищем спасенных (От Иоанна 14:2-4; От Иоанна 17:24; 1-е Фессалоникийцам 4:17; Откровение 7:9-17) – тех, чьи имена написаны на небесах (От Луки 10:20; К Евреям 12:23). Здесь они будут жить (К Филиппийцам 3:20), здесь находятся их сокровища (От Матфея 6:20), их награда (От Матфея 5:12) и их наследство (1-е Петра 1:4). Библия понимает это место как место славы (К Евреям 2:10), где будут царить недоступные человеч. разуму совершенство и красота (Откровение 21Откровение 22:5). Жизнь (1-е Тимофею 4:8), служение Богу (Откровение 22:3), поклонение Богу (Откровение 5:9-14; Откровение 11:15-18; Откровение 12:10-17 и др.) и слава (2-е Коринфянам 4:17) пребудут вечно.

III. По представлениям ветхозаветных иудеев, существовало несколько НЕБЕСНЫХ ПРОСТРАНСТВ [евр. шамайим – мн. число при отсутствии ед.); в позднем иудаизме их насчитывалось семь. О таком числе небес в Библии не говорится, Павел упоминает только о «третьем небе» (2-е Коринфянам 12:2-4). В Послании к Евреям говорится не только о том, что «превознесенный выше небес» Христос «воссел одесную престола величия на небесах» (К Евреям 7:26; К Евреям 8:1), но и о том, что Он, будучи великим Первосвященником, «прошел небеса» (К Евреям 4:14) и вошел «в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (К Евреям 9:24).

IV. В НЗ слово «небо» употребляется в значении «Бог небесный», или «Бог (явивший Себя) с неба» (От Матфея 21:25; От Марка 11:30; От Луки 15:18).