Народ Библейская Энциклопедия Брокгауза

Народ

I. Библ. родословия показывают, как из одного семейства происходили роды и племена ( Колено), а из них образовывались Н., поэтому слово «Н.» во многих случаях передает расшир. понятие семьи. Человек от рождения принадлежит не только к определ. семье, но и к определ. Н. и не может освободиться от этой принадлежности, хотя он может, напр., поменять гражданство (Деяния 22:28). Положение царя в Н. во многих отношениях подобно положению отца в семействе. Бог назначает Н., как и отдельному человеку, удел (тер. для проживания), определив его пределы и срок существования (Второзаконие 32:8; Деяния 17:26). Израиль стоит в центре библейского повествования, а другие Н. чаще всего упоминаются лишь постольку, поскольку они приходят в соприкосновение с евреями. Но ВЗ никогда не забывает, что Бог есть Господь всех Н. (4-я Царств 19:15; Псалтирь 23:1; Псалтирь 66:4-8; Псалтирь 97:9; Псалтирь 98:1), и пророки предвещают время, когда все Н. устремятся к Господу (Исаия 2:2-4; Исаия 2:60).

II. [евр. гойим, греч. этнэ]:

1) оба слова, как евр., так и греч., означают нацию или Н. вообще, но в Библии они употребляются в тех случаях, когда речь идет о Н., практикующих идолопоклонство (язычниках) (4-я Царств 16:3; Иезекииль 23:30), олицетворяющих собой нечестивость (1Езд. 6:21) и являющихся врагами истинного Бога и Его Н. (Псалтирь 78:1:10; Иеремия 10:25; Плач Иеремии 1:3:10; Иезекииль 34:29; Иезекииль 36:7:15);

2) с момента призвания Авраама Бог отделил Свой избр. Н. от других «племен земных» (Бытие 12:1-3) и заключил с ним завет (Исход 19:5:6, Союз, завет). Н. Израиля – это Н. Его откровения (Числа 14:14). Израильтяне должны осознавать свое особое положение, отличное от других Н. (Левит 18:24-30; Левит 20:23; Числа 23:9; Иезекииль 20:32; ср. От Матфея 6:7:32). Этот Н. стал благословением для всех Н., когда из него произошел Мессия, Которому в конце времен будут служить все «племена земные» (Псалтирь 71:11; Исаия 2:2-4; Исаия 25:6-8; Захария 14:16-19);

3) с др. стороны, в ВЗ говорится об открытости некоторых язычников Богу и Его деяниям, совершаемым над ними и через них: таковы, напр., Иофор, тесть и советчик Моисея (Исход 18); Руфь, которая, как и Рахава (⇒ Раав), представлена в родословии Иисуса (От Матфея 1:5); вдова из Сарепты (3-я Царств 17); Нееман, исцеленный и обращенный Елисеем (4-я Царств 5); ниневийцы, обратившиеся к вере в результате проповеди Ионы (Иона 3:5-10); Кир, помазанник Господа (Исаия 45:1), и другие. ВЗ не только сообщает о жестоковыйности фараона, ярости Сеннахирима и упрямстве Навуходоносора, но и подготавливает к событию дня Пятидесятницы, когда Св. Дух снизошел на всякую плоть (Иоиль 2:28-32; Деяния 2);

4) в НЗ говорится, что первоначально язычников разделяла пропасть. Иисус, осознавая Себя посланным только к Н. Израиля (От Матфея 15:24), запрещал Своим ученикам идти к язычникам (От Матфея 10:5). Лишь отдельные язычники исповедали веру в Господа (От Матфея 8:10), преодолев барьер, отделявший их от народа Божьего (От Матфея 15:21-28). После воскресения Иисуса Христа положение изменилось: Господь, Которому дана вся власть на небе и на земле, послал Своих учеников до края земли (От Матфея 28:18-20; К Ефесянам 2:11-22). Петр через Божье откровение получил задание идти в Кесарию к язычнику – сотнику Корнилию. Во время проповеди Петра язычники приняли Св. Духа, как до этого Его принимали христиане-евреи (Деяния 10, Деяния 11). С этого времени Церковь начинает расти и за счет обращенных язычников, прежде всего благодаря трудам Павла, апостола язычников (Деяния 9:15; Деяния 22:21; Деяния 26:17-32; К Галатам 2:7), хотя объединение христиан, обращенных из иудеев и язычников, происходило не без трудностей ( Апостольский собор). Подобно привитым к «хорошей маслине» ветвям «дикой маслины», язычники стали приносить добрые плоды. И это будет продолжаться до тех пор, пока в Церковь не «войдет полное число язычников», а от народа Израиля не отступит духовная слепота и этот народ не придет наконец к признанию своего Мессии (К Римлянам 11:16-27; 2-е Коринфянам 3:14-16). И будет «одно стадо и один Пастырь» (От Иоанна 10:16).