Напиток Библейская Энциклопедия Брокгауза

Напиток: 1) среди напитков в Библии упомянуты Н. израильтян: вода, которую черпали из колодцев или водоемов (Иеремия 2:13), а также овечье или козье молоко (Второзаконие 32:14; Притчи 27:27), вино (в т.ч. плодовое) и более крепкие Н. Вино, забродивший виноградный сок, пили либо чистым, либо, примешивая к нему пряности. кроме того, был известен кислый Н. уксус, или винный уксус, смеш. с водой или маслом (Руфь 2:14; От Матфея 27:48; От Марка 15:36; От Иоанна 19:29). У римлян это был напиток простых людей, солдат и рабов;

2) евр. шехар (в Синод. пер. – «сикер») обозначает крепкие Н. (1-я Царств 1:15; Притчи 20:1; Притчи 31:4:6; Исаия 29 и др.); корень этого слова – шкр – имеет значение «напиваться», «быть пьяным». Трудно сказать, какие именно Н. названы словом шехар. Наряду с виноградным вином пили забродившие соки других плодов, напр. яблок или фиников. Одним из самых популярных Н. было пиво. Известно, что в Египте пиво варили из ячменя, пшеницы с добавлением дикого шафрана и соли. Распростран. Н. пиво было также в Ассирии, Вавилонии, Сирии, причем в этих странах его варили различными способами и с использованием различных компонентов. Процесс перегонки с целью получения спирта в те времена еще не был известен;

3) священникам, совершающим службу в святилище, а также тем, кто дал обет Богу ( Назорей), запрещалось пить вино и другие крепкие Н., а также уксус, получ. из вина или забродивших соков (Левит 10:9; Числа 6:3; ср. От Луки 1:15). Не пили вина и рехавиты (Иеремия 35:6). С одной стороны, в Библии восхваляется вино (Псалтирь 103:15) и не запрещается питье вина и крепких Н. (Второзаконие 14:26), повествуется о чуде в Кане, где Иисус превратил воду в вино (От Иоанна 2:1-11). С др. стороны, Свящ. Писание предостерегает от пьянства и осуждает его (Бытие 9:20-29; Притчи 31:4-9; К Ефесянам 5:18). Обычай подавать осужденным на распятие пьянящий Н. (От Марка 15:23) практиковался в соотв. с советом из Притчи 31:6.