Наказание, наказывать Библейская Энциклопедия Брокгауза

Наказание, наказывать

ЗНАЧЕНИЕ И ЦЕЛЬ Н. от Самого Бога или через человека постигает всех людей, которые совершили преступление против Бога или нарушили Его установления и этим обременили себя виной или грехом. Т.о., Н. обличает зло и восстанавливает установленный Богом порядок, свидетельствуя о святости и праведности Бога. В соотв. с этим целью наказания является не только возвращение наказуемого к нравственному образу жизни, поскольку даже самое совершенное наказание не может искупить человека от власти злых сил. В значит. большей степени Н. призвано показать, посредством страданий, удаленность наказуемого от Бога и тем самым вызвать стремление к получению Божьей помощи и к обращению. Н. должно отделить грешника от греха; но если наказанный упорствует в своем грехе, то Н. ему может стать смерть. Только в том случае, если виновный придет к признанию закона Божьего как нормы поведения и вместе с тем осознает свою вину, Н. сможет помочь ему. В Новом Завете это означает, что провинившийся подчиняется Закону Божьему, и этот Закон становится для него в конечном итоге «детоводителем ко Христу» (К Галатам 3:24).

СПОСОБЫ БОЖЬИХ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ НАКАЗАНИЙ 1) если Бог наказывает во гневе, то человек изнемогает под этим Н. (Псалтирь 6:2; Псалтирь 37); уничтожению и истреблению подвергаются отдельные люди и семьи, и даже целые народы. Такого рода Н. понесли, напр., египтяне (Исход 12:12), Ирод, который был «изъеден червями» (Деяния 12:23), Вавилон (Иеремия 51:54-58);

2) кара Божья может быть и отцовским наказанием или испытанием (Притчи 3:12; Иеремия 10:24; 1-е Коринфянам 11:31-34), которыми Бог напоминает Своим чадам о неисповеданных ими прегрешениях (ср. Иезекииль 18:23; 2-е Петра 3:9), дабы привести их к смирению и побудить через страдания к поискам Божьего прощения (Псалтирь 38:11-14; Псалтирь 72:14:23-28; К Евреям 12:5-11; Откровение 3:19). Такие Н. и испытания верующие должны воспринимать как особое доказат-во милости Божьей (Иов 5:17-27); это «путь к жизни» (Притчи 6:23);

3) Н. за грехи не всегда правильно оценивается человеком, склонным необъективно оценивать свое поведение. Порой длительные, повторяющиеся проявления зла и греха долгое время остаются безнаказ., а последовавшее наказание воспринимается как тяжкое бремя без осознания собств. вины. Это кажущееся противоречие особенно занимало Иова, Екклесиаста и автора Псалтирь 72. Итак, основной принцип ветхозаветного возмездия «око за око, зуб за зуб» действует с ограничениями; но и само Н. может служить прославлению Бога (Иов 2:3; От Иоанна 9:3; ср. От Иоанна 11:4). Эта мысль находит свое выражение в наказании, которое Раб Божий (Исаия 53:5-7) принял на Себя не за собств. прегрешения, а за грехи других, чтобы привести их к миру с Богом. То, что здесь было обетованием, осуществилось в Иисусе Христе. Он, Судья, принимает смертельную кару за грешников и милостиво дарует им жизнь. Эта беспредельная любовь Христа дает право Его ученикам отпускать грехи и вину провинившимся, освобождая их от Н. ( Прощение);

4) кроме Н., являющегося прямым следствием совершенного греха, существуют и такие, которые исполняются по особому распоряжению Бога или через человеч. правосудие (напр., Н. за соверш. Аханом воровство, Иисус Навин 7:1; кара, постигшая Анания и Сапфиру, Деяния 5). Осуществляют Н. прежде всего родители и власти, будь это устное порицание или физическое воздействие; так, родители могут применять розги (Притчи 13:24), а начальствующий вправе применить силу как «Божий слуга, отмститель в наказание делающему зло» (К Римлянам 13:4). Т.о., наказывает Сам Бог, даже если Он использует для этого Своих слуг, напр., врагов Израиля (Исаия 10:5; Иеремия 25:9; Иеремия 27:6);

5) часто Божья праведность в отмщении или кара за нарушение Закона наказывает грешника именно тем, в чем он сам согрешил. Давид, пославший на смерть Урию, сам переживает угрозу смерти и убийство членов своей семьи (2-я Царств 12:10). Он ввел в грех жену Урии, и его собств. жены были опозорены (2-я Царств 16:21-23). Закосневших в грехе Бог предает во власть зла (К Римлянам 1:24-32). При телесных повреждениях (Исход 21:23-25) и лжесвидет-ве (Второзаконие 19:18-21) Н. преступника, исполняемое людьми, должно полностью соответствовать содеянному им злу. Возмещение ущерба относится к Н. за воровство и за ущерб, причиненный имуществу другого (Исход 22:2-20). В духе этого предписания Закхей возвращает неправедно нажитое им богатство, возмещая ущерб в многократном размере (От Луки 19:8). ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ У израильтян Н. за некоторые виды преступлений могли служить побои (Второзаконие 25:1-3). От предписанных сорока ударов позднее стали давать «сорок без одного», чтобы ни в коем случае не переступить эту границу (ср. 2-е Коринфянам 11:24). В более позднее время чаще стали прибегать к тюремному заключению ( Темница); такая мера Н. не предусматривалась ветхозаветным Законом, однако широко применялась в Египте (см. историю Иосифа). К этому добавлялись денежные штрафы (Второзаконие 22:19), возмещение ущерба (Исход 22:4), продажа в рабство (Исход 22:3) и различные телесные наказания (см. выше II,5). Смертные приговоры приводились в исполнение через побивание камнями, которое происходило за пределами города. Его скрупулезно регламентиров. проведение описано в трактате Мишны Сангедрин: приговоренного ставили на возвышенности (От Луки 4:29), и один из свидетелей сталкивал его вниз с отвесного склона; если он при этом еще оставался жив, то второй свидетель бросал камень ему на грудь, в область сердца, а затем присоединялся остальной народ, пока не забивали осужденного до смерти (Второзаконие 17:5-7; Второзаконие 21:21; От Иоанна 8:7). Нередко побивание камнями возникало и спонтанно, когда с человеком расправлялась толпа (Числа 14:10; 1-я Царств 30:6; 3-я Царств 12:18; От Луки 20:6; От Иоанна 10:31). кроме того, была известна казнь через сожжение за блудодейство (Бытие 38:24; Левит 20:14; Левит 21:9), а также казнь мечом (2-я Царств 1:15; 4-я Царств 11:20). Обезглавливание, как и распятие на кресте ( Крест), стали применяться только в рим. период (Деяния 12:2). Нет никаких свидет-в о том, чтобы израильтяне сажали осужденного на кол; во многих случах труп казненного вывешивали на дереве или на столбе (Второзаконие 21:22-23; Иисус Навин 8:29; 1-я Царств 31:10; 2-я Царств 4:12; 2-я Царств 21:6:9; Повешенный).

НАКАЗАНИЕ КАК ОБЛИЧЕНИЕ Н., как в ВЗ, так и в НЗ, может иметь значение порицания или обличения в грехе: «обличи ближнего твоего» (Левит 19:17; ср. Псалтирь 140:5). Так, пророки обличают народ (Иезекииль 29:21; Амос 5:10), Иоанн Креститель – Ирода (От Луки 3:19), разбойник на кресте – своего товарища (От Луки 23:40); так должен был поступать Тимофей в церквах (2-е Тимофею 4:2), так же действует Св. Дух в отношении мира (От Иоанна 16:8), то же сказано и о воздействии Свящ. Писания (2-е Тимофею 3:16). В церкви обличение должно происходить с глазу на глаз, прежде чем будут привлечены другие свидетели или вся церковь (От Матфея 18:15-20). Вразумление, наказание, вразумлять.