Музыкальные инструменты Библейская Энциклопедия Брокгауза

Музыкальные инструменты

I. Библия свидетельствует о развитой, сложной музыке, как инструментальной, так и вокальной, поэтому, несомненно, оба эти вида музыки в первонач. форме восходят к пению, часто связанному с танцами – мужскими и женскими, преимущ. хороводными (⇒ Танец). Для поддержания ритма пение и танец часто сопровождались хлопаньем в ладоши, о чем свидетельствуют древние рисунки. Поэтому первыми появились ударные, т.е. поддерживающие ритм, М.И. Позже появились струнные М.И., в т.ч. смычковые, а также духовые. Об оркестровой регулярно исполняемой инструментальной музыке в Библии упоминается редко; инструменты были призваны гл. обр. создавать соотв. эмоцион. настрой у поющих, а также сопровождать пение. кроме того, существовали спец. сигнальные инструменты. При археол. раскопках были найдены остатки некоторых М.И., именуемых в Библии «музыкальными орудиями» (1-я Паралипоменон 16:42; 2-я Паралипоменон 30:21; Неемия 12:36; Екклесиаст 2:8; Псалтирь 67:26; Исаия 22:24; Амос 6:5). Значит. больше материала предоставляют древние рисунки и рельефы. Однако не обо всех инструментах, упоминаемых в Библии, исследователи имеют сегодня четкое представление. Не много известно также и о том, каким был звуковой ряд в Древнем Израиле. Вопрос о гамме, впрочем, задается только в отношении струнных М.И.; по-видимому, первонач. использовалась одна из разновидностей пентатоники (как и в Междуречье, Сирии, Финикии и других центрах древнейших семит. цивилизаций), впоследствии же распространились диатонические лады, напоминающие древнегреч., и, возможно, им предшествовавшие (влияние др.-евр.-финик. культуры на др.-греч. отражено в предании о финикийце Кадме, давшем грекам алфавит).

II. В качестве УДАРНЫХ М.И. в Библии упоминаются след.:

1) тимпан, т.е. бубен, или ручной барабан [евр. тоф], разновидность тамбурина, который представлял собой деревянную или металлич. раму, обтянутую кожей животного, а по краям был увешан бубенцами. В него ударяли, поддерживая ритм во время хороводных плясок (Исход 15:20; Книга Судей 11:34; 1-я Царств 18:6), использовали его гл. обр. во время народных увеселений (Бытие 31:27; Иов 21:12; Исаия 5:12; Исаия 24:8; Иеремия 31:4), реже – храмовые музыканты при богослужении (Псалтирь 80:3; Псалтирь 149:3; Псалтирь 150:4; ср. 1-я Царств 10:5; 2-я Царств 6:5). На небольших тимпанах играли большей частью женщины (Псалтирь 67:26), ударяя по ним тыльной стороной ладони или пальцами: палочки, видимо, не использовались. Существовали и тимпаны более внушительных размеров, на которых играли только мужчины;

2) кимвалы (цимбалы), или тарелки [евр. цильцелим, «звенящие»; греч. кюмбалон, «кимвал», 1-е Коринфянам 13:1]. Обычно это были два медных тарелкообразных диска диам. от 8 до 20 см, которыми, держа их в вертик. или горизонт. положении, ударяли друг о друга. Кимвалы использовались как аккомпанирующие инструменты для создания сильного шумового эффекта, они имелись и в храмовых оркестрах (2-я Царств 6:5; 1-я Паралипоменон 15:16:19; 1-я Паралипоменон 25:1; 2-я Паралипоменон 5:12; Псалтирь 150:5);

3) систры [евр. менааним, «потрясаемые» ] – инструмент, заимствов. у египтян. При покачивании он издавал звеняще-дребезжащие звуки (2-я Царств 6:5). Систры представляли собой снабженную ручкой дерев. или металлич. раму с отверстиями по обеим сторонам, куда вставлялись железные палочки или проволочки (обычно три). Видимо, к палочкам привешивались металлич. колечки. Другая разновидность этого инструмента состояла из дерев. рамы с подвеш. к ней металлич. стержнями, на которые нанизывали небольшие металлич. диски;

4) в 1Цар. 18упоминается инструмент [евр. шалишим, «тройные», или «треугольные»; в Синод. пер. – «кимвалы» ], представлявшие собой, вероятно, некую разновидность «триангела» (музык. «треугольника»); возможно, однако, что речь идет о лютне;

5) изображения на древних рисунках и рельефах позволяют предположить, что существовала также некая разновидность кастаньет в виде двух дерев. палочек, которыми ударяли друг о друга.

III. Из СТРУННЫХ М.И. в Библии упоминаются два, причем, видимо, речь идет о разновидностях одного и того же М.И. – лиры. (Играя на этих инструментах, перебирали струны или ударяли по ним рукой, а не водили смычком, что следует из этимологии соотв. др.-евр. терминов и видно на древних изображениях, см. 1-я Царств 16:16.) Лютня (ср. ил. на стр. 605) не упоминается в ВЗ, возможно, за искл. 1-я Царств 18[евр. шалишим, см. выше – II,4; в Синод. пер. – «кимвалы» ]. Струнные М.И. делали из кипарисового или сандалового дерева (3-я Царств 10:12: др.-евр. альмугим, «сандал»; в Синод. пер. – «красное дерево»); струны изготовляли, как правило, из овечьих кишок. Исследователи предполагают, что под упомянутыми М.И. подразумеваются след.:

1) арфа, или цитра [евр. киннор; греч. китара, «кифара»; в Синод. пер. – «гусли», «арфа» или «цитра» ], имела поперечную дугу, на которую натягивали струны – парал. или перепендикулярно резонатору, если они не были собраны в пучок. Древнейшее изображение такой лиры имеется на настенной росписи гробницы в Бени-Хассане (Египет); похожие инструменты известны и по ассир. источникам. На кинноре играл Давид пред Саулом (1-я Царств 16:23; в Синод. пер. – «гусли»); уведенные в вавил. плен иудеи повесили свои кинноры на вербах (Псалтирь 136:2; в Синод. пер. – «арфы»). На кинноре часто играли в дороге (ср. 1-я Царств 10:5, в Синод. пер. – «гусли»; 2-я Царств 6:5, в Синод. пер. – «цитры»). Этот инструмент широко использовался;

2) псалтирь [евр. нэвель] применялась гл. обр. во время богослужения (1-я Паралипоменон 15:16:28; 2-я Паралипоменон 5:12; Псалтирь 32:2; Псалтирь 150:3); в светских целях она употреблялась, видимо, только в аристократич. кругах (Амос 6:5, в Синод. пер. – «гусли»). Она представляет собой похожий на лиру инструмент, у которого дуга расположена косо. В Пс. 32упоминается псалтирь с десятью струнами: была ли такая форма ее обычной, распространенной, неизвестно. Изображение псалтири можно увидеть на ассир. рельефе: ее держит в руках иуд. пленник из города Лахиша. Однако на древних рисунках встречаются и другие разновидности этого М.И.

IV. Среди ДУХОВЫХ М.И. различаются собств. музык. и сигнальные.

А. СОБСТВЕННО МУЗЫКАЛЬНЫЕ духовые инструменты включают, как минимум, три разновидности флейты:

1) в Даниил 3:5:7:10 упоминается тростниковая флейта [арам. машрокита; в Синод. пер. – «свирель» ]: очевидно, имеется в виду т.наз. «флейта Пана», широко распростр. пастуший М.И.;

2) наиб. часто в Библии упоминается флейта, др.-евр. угав (Бытие 4:21; Иов 21:12; Иов 30– в Синод. пер. – «свирель»; Псалтирь 150– в Синод. пер. – «орган»). Здесь подразумевается трубковидный духовой инструмент, имеющий в верхнем конце отверстие, в которое музыкант дует без посредства дульца. Этот М.И. был известен и в Египте. Существует, однако, мнение, что угав был разновидностью волынки: воздух через трубку вдувался в мех из козьей кожи, при этом музык. звуки исходили из второй трубочки с отверстиями, которые играющий открывал или закрывал пальцами;

3) наконец, следует упомянуть флейту под названием халиль (др-евр. «полый») – разновидность гобоя, известную из егип. живописи; существовали как одинарные, так и двойные халили (1-я Царств 10:5; 3-я Царств 1:40; Исаия 5:12; Исаия 30:29; Иеремия 48:36; в Синод. пер. – «свирель»). Звук извлекался с помощью двойной трости, вставленной в верхнее колено. Одноврем. исполнитель дул как в основную трубку, так и в дополнит. трубочку, причем обе они были снабжены узкими отверстиями. Двойная флейта позволяла играть мелодию на одной своей части, а аккомпанемент – на другой.

Б. СИГНАЛЬНЫЕ духовые инструменты:

1) рог, или рожок [евр. керен и шофар], представлял собой изогнутый рог животного (обычно бараний). Он издавал однородные звуки. В рог трубили на войне (Книга Судей 3:27; 1-я Царств 13:3; 2-я Царств 2:28; в Синод. пер. – «труба»), его использовала стража, предупреждая об опасности (Иеремия 6:1:17). В рог трубили и в торжеств. случаях, напр. при восшествии на трон нового царя (3-я Царств 1:34:41) или при объявлении о наступлении ⇒ юбилейного года (Левит 25:9);

2) собств. труба [евр. хацоцра] – металлич. инструмент примерно в локоть длиной (ок. 50 см.), лишенный клапана. Моисей получил от Бога указание изготовить две серебряные трубы, в которые должны были трубить священники на войне (Числа 31:6), во время праздников (ср. 1-я Паралипоменон 15:24; Неемия 12:35:41) и в новомесячия. Соломон умножил число труб до ста двадцати (2-я Паралипоменон 5:12).