Муж Библейская Энциклопедия Брокгауза

Муж [евр. иш, захар, гевер].

I. С момента сотворения род человеч. (⇒ Человек) был разделен на два пола – мужской и женский (Бытие 1:27; Бытие 5:2). В Библии слово иш прилагается к мужчине независимо от его возраста (Бытие 4:1). Однако во многих случаях для обозначения человека мужского пола употребляется также слово захар, которым обозначается самец животного. Выражение «весь мужеский пол» (Бытие 17:10; Бытие 34:15; Исход 23:17; Числа 3:15: везде слово захар) применяется к скоту только в некоторых случаях (Исход 34:19), однако нередко говорится о «мужеском поле» животного (Исход 12:5; Второзаконие 15:19; Малахия 1– в последнем случае в Синод. пер. – «самец»; ср. также Бытие 6 и Бытие 7:2:3). В Иов. 4слово М. (гевер) употреблено парал. слову «человек» и в том же значении. Вообще в др.-евр. оригинале Свящ. Писания слово иш – «мужчина» – часто заменяет слово «человек».

II. Слово «М.» обозначает также супруга (Бытие 3:6:16; От Луки 2:36). Бог сочетал друг с другом М. и жену (От Матфея 19:4-6; ⇒ Брак). В Библии их взаимоотношения рассматриваются с двух т.зр. С одной стороны, человек сотворен так, что М. и жена в чем-то противоположны друг другу, а в чем-то дополняют один другого, составляя единство (Бытие 1:27). С др. стороны, – и этот аспект доминирует также и в НЗ – М. является главой (⇒ Голова, глава) жены (К Ефесянам 5:23), причем женщина сотворена из него и для него как его помощница и сотрудница (Бытие 2:18:22; 1-е Коринфянам 11:7-9). Это соотношение, заданное при сотворении, распространяется не только на брак (где в связи с этим на М. возлагается особая ответственность, К Ефесянам 5:25); Павел выводит из него также и взаимоотношения между мужчинами и женщинами в общине (1-е Коринфянам 14:34-37; 1-е Тимофею 2:12:13). Закон запрещает даже внешнее, по одежде, уподобление мужчины женщине, и наоборот (Второзаконие 22:5). При всем равенстве их перед Богом, между ними должны сохраняться естеств. различия как в физич., так и в обществ. отношениях. Мужчина и женщина в равной мере обладают человеч. достоинством, но имеют различное предназначение на земле. Дополняя друг друга, они вместе составляют единое целое.

III. В противоположность ребенку (1-е Коринфянам 13:11) мужчина является олицетворением зрелости – он сильный, здравомыслящий, ответств. перед Богом (Иов 38:3; К Ефесянам 4:13; Иакова 3:2). Считалось, что 20 лет – это уже возраст мужчины, с этого же времени молодой человек считался пригодным для воен. службы (Числа 1:3). Мужчины в возрасте 20 лет и старше противопоставляются в Библии детям, не умеющим отличать добро от зла (Второзаконие 1:39; Исаия 7:15; Числа 32:11). В то же время старик после 80 лет нередко теряет ясность восприятия (2-я Царств 19:35:36). Поэтому «периодом мужественности» можно считать возраст от 20 до 60 лет (Левит 27:3-7). Впрочем, этим сроком не всегда исчерпывался назв. период. Между 20 и 30 годами мужчина именовался юношей (⇒ Юность, молодость), и даже сверстники Ровоама, возраст которого составлял 41 год, в 3-я Царств 12:8; 3Цар. 14названы юношами (в Синод. пер. – «молодые люди»); как мужи зрелые, они способны давать «верные советы».

IV. Обращение: «Мужи!», «Мужи братия!» и т.п. могло относиться к группе людей или собранию, где находились не только мужчины, но и женщины (Деяния 2:14:29:37; Деяния 22:1; Деяния 27:21:25).

V. Во время проповеди в день Пятидесятницы и в речи, произнесенной в ареопаге, Петр и Павел при первом упоминании имени Иисуса называют Его «Мужем», через Которого действует Бог (Деяния 2:22; Деяния 17:31). «Мужами Божиими» (в Синод. пер. – «человек Божий») названы Моисей (Второзаконие 33:1), Самуил (1-я Царств 9:6), Давид (2-я Паралипоменон 8:14; Неемия 12:24:36), ⇒ Илия и ⇒ Елисей (в т.ч. и при обращении к ним – 3-я Царств 17:18; 4-я Царств 1:9) и другие пророки, имена которых не сохранились (1-я Царств 2:27; 3-я Царств 13:1). Как явления «Мужа Божия» (Книга Судей 13:6:8) или «Мужа» описано и явление Ангела (Бытие 32:24, в Синод. пер. – «Некто»; Иисус Навин 5:13, в Синод. пер. – «человек»; От Луки 24:4; Деяния 1:10).