Мудрость, премудрость, мудрый, мудрец Библейская Энциклопедия Брокгауза

Мудрость, премудрость, мудрый, мудрец Слово «мудрость» [евр. даат; греч. софиа] означает способность постижения смысла явлений в их взаимосвязи. Человек обретает М. частично благодаря врожд. способности, частично из опыта, но всегда как дар Божий (Притчи 2:6).

I. МУДРОСТЬ БОЖИЯ. Божья М. проявляется в Его чудесном деянии ⇒ сотворении мира (Псалтирь 103:24; Притчи 3 и след.; Иеремия 10:12) и в Его руководстве миром (Иеремия 31:2; Даниил 2 и след.), но прежде всего – в откровении Его воли и деяний, направл. на спасение человека (К Римлянам 11:33; К Ефесянам 3:10; 1-е Тимофею 1 и след.). Говоря об откровении ВЗ, Иисус называет его «премудростью Божией» (От Луки 11:49).

II. МУДРОСТЬ ХРИСТОВА. Еще ВЗ говорит о М. как о личности (Притчи 1:20-33; Притчи 8Притчи 9:12), а НЗ называет Христа воплощ. М. (1-е Коринфянам 1:24); в Нем сокрыты все сокровища премудрости и ведения (К Колоссянам 2:3). Но Бог открыл эту спасит. М. таким образом, который воспринимается безбожным человеком как юродство (1-е Коринфянам 1:21-25). Поэтому М. названа также и тайной, сокров. (1-е Коринфянам 2:7), раскрывающейся лишь тем, кто не противится воздействию Св. Духа. В верующих, как в «теле Христовом», «многоразличная премудрость Божия» открывается также и для невидимого мира (К Ефесянам 3:10). Еще в отрочестве Иисус был вооружен премудростью и благодатью (От Луки 2:40:52), и когда Он учил, у слушателей возникал вопрос: откуда у Него такая М. и власть (От Матфея 13:54; От Марка 6:2)? Господу передана вся премудрость Божья (Откровение 5:12), поэтому для всех верующих в Него Он может быть источником и дарителем всякой М. (1-е Коринфянам 1:30; К Колоссянам 2:3).

III. МУДРОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ:

1) в ВЗ М., даруемая человеку Богом, включает в себя и навыки в области ремесла и иск-ва; исполн. премудрости (т.е. мастерства, умения, искусности) называются изготовители священнических облачений (Исход 28:3) и ремесленники, сооружавшие скинию (Исход 31:1-11; Исход 35:31:35), а также главы израильских колен (Второзаконие 1:13:15) и Иисус Навин, преемник Моисея (Второзаконие 34:9). М. ценилась прежде всего как добродетель властителей, судей и советников (2-я Царств 16:23; 3-я Царств 3:28; Притчи 8:15; Притчи 20:26), но люди осознавали, что она не всегда награждается по заслугам (Екклесиаст 9:15). Иуд предание из всех мудрецов ВЗ особо выделяет трех мужей: Соломона (3-я Царств 3:28; 3-я Царств 5 и след.; 3-я Царств 10:1; От Матфея 12:42), Иосифа (Бытие 41:39) и Даниила (Даниил 2:48). Мудрецы имелись не только в народе Израиля. В языч. странах они, наряду с предсказателями и чародеями, часто являлись советниками властителей: в Египте (Бытие 41:8; Исход 7:11), Вавилонии (Иеремия 39:3; Иеремия 50:35; Даниил 1:20; 2), Персии (Есфирь 1:13). Особой М. славились египтяне (3-я Царств 4:30; Деяния 7:22), но упоминаются также и мудрецы Эдома (Иеремия 49:7; Авдий 1:8), Тира и Сидона (Иезекииль 28:3-5; Захария 9:2). В отличие от языч. народов, у израильтян М. была связана с осознанием той истины, что ее началом является Господь (Псалтирь 110:10; Притчи 1:7; Притчи 9:10). Представление о богатстве М. израильтян дают Книга ⇒ Притч Соломоновых, ⇒ Книга Екклесиаста, а также апокрифич. книги Премудрости Соломона и Книга Иисуса, сына Сирахова;

2) НЗ также исходит из того, что истинная премудрость пребывает только в Боге (К Римлянам 14:26; 1-е Тимофею 1:17). Поэтому человек без Бога, переоценивая свою собств. М. (Исаия 5:21; К Римлянам 1:22), впадает в заблуждение. М. мира сего в глазах Бога выглядит безумием (1-е Коринфянам 3 и след.). Высшая мудрость заключена в Евангелии. Евангелием Бог посрамляет всю человеч. М. (1-е Коринфянам 1:19 и след.,27), оно остается сокрытым от мудрых мира сего (От Матфея 11:25; От Луки 10:21) и кажется им юродством (1-е Коринфянам 1:18). Поэтому новозаветное благовествование опирается не на человеч. М., а на Божий Дух и Его силу (1-е Коринфянам 2 и след.,13). Христ. жизнь руководствуется не «плотской мудростью», а благодатью Божьей (2-е Коринфянам 1:12). Христос – наша М. (1-е Коринфянам 1:30), только в Нем становится возможной «мудрость на добро» (К Римлянам 16:19), только в Нем христиане могут поступать осмотрительно, как мудрые (К Ефесянам 5:15; Иакова 3:13-15). Дар М. дается человеку вместе с даром Св. Духа и через Него (Деяния 6:3:10). Иисус обещает Своим ученикам «уста и премудрость», которым не смогут противостоять их враги (От Луки 21:15), поскольку через них будет говорить Дух Отца (От Матфея 10:20). Даров. Духом премудрость может вскрывать тайное (1-е Коринфянам 2:7-10; Откровение 13:18; Откровение 17:9) и проявляется как в повседневной жизни христиан (К Колоссянам 4:5; Иакова 1:5:3:13:17), так и в духовном опыте Церкви (К Ефесянам 1:8; К Колоссянам 1:9; К Колоссянам 3:16).