Молитва Библейская Энциклопедия Брокгауза

Молитва

I. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

1) евр. тефилла, «молитва», «обращение к Богу»; глагол атар имеет значение «молиться», когда речь идет о человеке, и значение «снисходить к просьбе», когда речь идет о Боге; греч. слова: деэсис, «просьба»; просэухэ, «молитва»; проскюнейн, «молиться (преклонив колени)»;

2) во все времена у всех народов было принято совершать М. Человек – высшее из живых существ. Он создан по образу Божьему (Бытие 1:27) и предназначен для общения с Ним (⇒ Адам, I,1). Этим объясняется стремление людей – в т.ч. и язычников – к общению с Богом. История религии знает немало примеров проникновенных, искренних М., которые возносились и возносятся не только иудеями или христианами;

3) М. язычников и христиан близки по форме и тем чувствам, с которыми произносятся. Духовно возрожд. христианин только в М. получает возможность общаться с Богом. Человек обладал этим изначально, о чем свидетельствует Бытие 3 и след. Но с грехопадением и изгнанием его из рая он лишился общения с Господом. Только пережив рождение свыше, «новый человек» смог поклоняться Богу «в духе и истине» (От Иоанна 4:24). Христианин произносит М. не по собств. воле, а по побуждению Св. Духа (К Римлянам 8:15), Которым он исполнен (см. От Луки 1:41:46-80; От Луки 2 и след.). Св. Дух свидетельствует о Себе верующему и обнаруживает Себя в М., даже Сам молится в человеке «воздыханиями неизреченными» (К Римлянам 8:26) и ходатайствует за него пред Отцом. Отсюда очевидно, что истинная христ. М. – не обязанность, а свидетельство христианина о своей приверженности Богу, выражение его духовной общности с Господом. Тем самым опровергается представление о том, что М. – это только монолог души. Обращение к Богу – это образ жизни, атмосфера, в которой живет духовный человек. М. выражает то, чем живет верующий: хвалу и благодарность (Псалтирь 102 и след.); благоговение пред Всевышним (Деяния 4 и след.); сыновнюю любовь к Отцу (К Римлянам 8:15; К Галатам 4:6); любовь к ближнему и ходатайство за него (К Колоссянам 1:9; 1-е Тимофею 2:1); сомнение, нужду и искушение (Псалтирь 21:1; Псалтирь 72 и след.; Псалтирь 73 и след.; Псалтирь 101:1 и след.); жалобы, просьбы и даже упреки (Псалтирь 63:2; Псалтирь 88:39:47; Псалтирь 101:2). М. жизненно необходима христианину, и ап. Павел настаивает, чтобы Церковь постоянно молилась (К Римлянам 12:12; К Колоссянам 4:2; 1-е Фессалоникийцам 5– «непрестанно молитесь» и др.). Под М. здесь подразумевается не только разговор с Богом, но и жизнь, исполненная Божиим присутствием (1-е Фессалоникийцам 5:10).

II. ОСНОВЫ И УСЛОВИЯ МОЛИТВЫ

1) Бог Сам повелевает нам взывать к Нему (Псалтирь 49:15; Исаия 55:6; От Матфея 7:7; От Луки 18 и след.; От Иоанна 14 и след.) даже в тех случаях, когда в силу своего характера, состояния или греховности мы считаем для себя невозможным обращаться к Нему (Бытие 18:27; Даниил 9:18; От Луки 18:13). Этому повелению Господа соответствует Его обещание внять искренней М. (Псалтирь 49:15; От Матфея 7:7:9-29; От Марка 11:24; От Луки 11:13). Многочисл. библ. примеры (напр., Бытие 18 и след.; 4-я Царств 20 и след.; Псалтирь 117:5; Деяния 12 и след.) и свидетельства Церкви на протяжении многих столетий подтверждают, что Бог исполняет Свое обещание и внемлет М.;

2) в Библии оговариваются условия, при которых М. человека может быть услышана Богом. Но эти условия не подразумевают автоматизма в совершении М. (если я сделаю все правильно, то у меня должно все получиться): а) как видно из начальных слов молитвы «Отче наш» (От Матфея 6 ⇒ Отче наш), рассчитывать, что его М. будут услышаны, может лишь тот, кто принял усыновление верою Духа и тем самым признал Бога своим Отцом (К Римлянам 8:15; К Галатам 4:5). Ходатаем за такого человека пред Отцом является Иисус Христос (От Иоанна 14:13). Подобный человек обретет все, о чем он просил во имя Иисуса, т.е. в соотв. с Его волей (От Иоанна 14:14; От Иоанна 15:17; От Иоанна 16 и след.). Также будут услышаны М. смиренного (От Луки 18 и след.), ищущего Бога (К Евреям 11:6), просьбы нуждающегося (2-я Паралипоменон 33 и след.; Псалтирь 49:15); б) Иисус призывает Своих учеников молиться во имя Его, Иисуса (От Иоанна 14:13; От Иоанна 16:24:26; ср. От Матфея 18:20). При этом, видимо, имеется в виду не только та М., которую молящийся совершает в соотв. с Его заповедью, но и М., в которой он, помня о страданиях и смерти Иисуса Христа, ходатайствует пред Богом за погибающий мир (см. К Римлянам 8:32), самостоятельно подбирая для этого нужные слова, и пробуждает Божье милосердие. Смысл такой М. заключается не только в том, чтобы добиться от Бога исполнения наших желаний. Именно в М. может и должно произойти соединение нашей воли с волей Божьей; в) М. человека, который опирается на Божье обетование, требует веры (От Матфея 21:22; ср. От Матфея 17 и след.) и твердости духа (К Римлянам 4 и след.; К Римлянам 8:32). Такая М. будет услышана. Вера требует повиновения (см. К Римлянам 1:5; К Римлянам 14:25), и поэтому М. – это также проявление послушания, духовное действие, основанное на слове Библии. Вера – не плод набожного сознания, иначе и воздаяние было бы, в конечном счете, заслугой человека. Согл. ВЗ, верить означает «укрепляться» в Боге, т.е. искать у Него помощи. Иисус не отказывает в ответе на М. и колеблющимся в вере (От Марка 9:24). Поскольку ответ на М. не всегда бывает очевиден, конечный результат нельзя ставить в зависимость от веры; г) искренность наших М. и вера в обетования часто испытываются Богом. Поэтому Иисус советует взывать к Отцу постоянно, вновь и вновь обращаясь к Нему, до тех пор, пока М. не будет услышана. Свой совет Он подкрепляет притчами о настойчивом друге (От Луки 11:8) и о докучливой вдове (От Луки 18:8). Здесь указывается на могущество и милость Бога, т.е. на то, что отличает Его от человека. Даже настойчивая М. плодотворна не сама по себе, а по воле слышащего ее Бога. Если человек пытается управлять Божьей волей, его М. не может произноситься во имя Иисуса. На М. распространяется общее правило: мы призваны служить Богу, а не Он нам; д) молящийся взывает к Богу: «Да будет воля Твоя» (От Матфея 6:10). Вера человека не должна поколебаться, если на его М. Бог ответит не так, как он ожидал. Основа М. – смирение, которое не позволит усомниться в Боге даже тогда, когда Он, желающий Своим чадам только добра, однажды, как нам может показаться, не услышит нашей молитвы (или услышит, но ответит не так, как мы ожидаем). Нам обещано, что Господь слышит все наши М. (1-е Иоанна 5:14), а также то, что Отец Небесный «даст блага просящим у него» (От Матфея 7:11). Ап. Павел на свою настойчивую М. получил от Господа ответ: «Довольно для тебя благодати Моей» (2-е Коринфянам 12:9).

III. ПОЗЫ, ВРЕМЯ И МЕСТА ДЛЯ МОЛИТВЫ

1) внутр. состояние молящегося и его отношение к Богу внешне выражаются в определ. молитв. позах: а) согл. вост. придворному церемониалу, подданный опускался перед своим повелителем на землю вниз лицом (Есфирь 3:2). Он лежал перед царем плашмя до тех пор, пока тот не поднимал его или не приказывал ему подняться. Это положение упоминается в Библии и в качестве молитвенной позы (Иисус Навин 7:10). Греки называли такую позу проскюнейн; б) в знак смирения и преклонения перед вост. повелителями опускались на колени. При М. коленопреклонение также выражает смирение молящегося (2-я Паралипоменон 6:13; 1Езд. 9:5; Псалтирь 21:30; Исаия 45:23; От Марка 15:19; От Луки 5:8; К Ефесянам 3:14; К Филиппийцам 2 и т.д.); в) часто М. произносили стоя (От Марка 11:25), что могло быть выражением искренности (Бытие 18:22), при этом руки с раскрытыми ладонями простирали к небу (3-я Царств 8:22; Псалтирь 140:2; Исаия 1:15); г) молясь, человек возводил руки вверх (Исход 17:11; Псалтирь 133:2; Псалтирь 140:2; 1-е Тимофею 2:8), как бы для принятия Божьих даров (Исход 9:29; 3-я Царств 8:22; Псалтирь 89:14; 1-е Тимофею 2:8). Мытарь же, напротив, сознавая пред Богом свои грехи, ударял себя в грудь (От Луки 18:13). Складывать руки во время М. стали лишь в средние века; изнач. это выражало принесение обета верности и послушания;

2) обычно М. совершается утром (Псалтирь 5:4; Псалтирь 87:14; Псалтирь 118:147), днем (Деяния 10:9) и вечером (1Езд. 9:5; Псалтирь 54:18). Но и ночные М. также обращены к Богу (Псалтирь 41:9; Псалтирь 118:55) – Иисус иногда молился в течение всей ночи (От Луки 6:12). Ап. Павел не связывал М. с определ. временем суток, призывая Церковь молиться непрестанно (К Римлянам 12:12; К Колоссянам 3:17; 1-е Фессалоникийцам 5:17; ср. От Луки 18:1). Даниил молился в определ. часы, которые, видимо, соответствовали времени жертвоприношения в Иерусалимском храме (Даниил 6:10; ср. Псалтирь 54:18; Псалтирь 140:2);

3) для М. существовали специальные места. Это могла быть горница (Даниил 6:10), кровля дома (Деяния 10:9), а также «комната» (От Матфея 6:6) – вероятно, небольшое помещение на плоской кровле (см. 4-я Царств 4:10 и след.,33). Святилище, храм, явл. не только местом богослужения, сюда часто приходили верующие – чтобы помолиться в одиночку (1-я Царств 1:3:10-28; От Луки 2:37; Деяния 3:1). Вне храма люди молились, повернувшись лицом в направлении святилища (3-я Царств 8:38; 2-я Паралипоменон 6 и след.), а за пределами страны – в направлении Израиля (3-я Царств 8:48; Даниил 6:10). После пришествия Мессии важным стало не место, где совершается М., а духовное состояние молящегося (От Иоанна 4:20-26).

IV. ФОРМЫ МОЛИТВЫ

Как и Иисус на кресте (От Луки 23:46 (Псалтирь 30:6); От Марка 15 (Псалтирь 21:2)), первые христиане совершали М., используя тексты ВЗ: Деяния 4 и след. – Псалтирь 2 и след.; ср. К Римлянам 8 и след. – Псалтирь 117:6; Псалтирь 43:23) или К Римлянам 11 и след. (К Римлянам 8Исаия 40:13; Иеремия 23:18) или К Филиппийцам 2 и след. (К Римлянам 8­­ Исаия 45:23 и след. и т.д.). Тем самым они подтверждали внутр. общность ВЗ и НЗ. Очевидно, первые христиане не только переняли М., совершавшиеся в синагоге, среди которых особую роль стали играть псалмы, приобретшие литургич. форму, но и сами сочиняли хвалебные песни и М. (напр., К Римлянам 11 и 1-е Тимофею 3:16). Наряду с этими, установившимися формами М. в Библии встречаются и другие, более свободные (1-е Коринфянам 14:2); см. также «воздыхания Духа» в К Римлянам 8:26. Помимо М., произносимой вслух (Исход 22:23; 1-я Царств 7:9; Псалтирь 16:6; Иона 2:3; От Луки 23:46; Деяния 4:24), упоминается и безмолвная М. (1-я Царств 1:13). Устоявшемуся обычаю показывать перед людьми свою набожность (От Матфея 6:5) Иисус противопоставляет требование молиться Отцу Небесному втайне (От Матфея 6:6; ср. 4-я Царств 4:33). Действенность М. зависит не от частоты ее повторения – не следует подражать многословию язычников (От Матфея 6:7), – а от искренности (Иакова 5:16) и душевного состояния молящегося (От Луки 18:13). Так, древняя Церковь отказалась от некоторых внешних атрибутов иуд. М. (филактерии и талит). По просьбе учеников (От Луки 11:1), Иисус дал им пример истинной М. – «Отче наш».

V. ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ МОЛИТВ

К М. Библия относит славословие, благодарение, прошение и моление (К Филиппийцам 4:6; 1-е Тимофею 2:1): 1) ВЗ богат славословиями, обращ. к Господу. Не только народ Израиля призван почитать Бога и поклоняться лишь Ему (Исход 20:5; Второзаконие 4:19), но и язычники обратятся и будут поклоняться Богу в М. (Псалтирь 21:28; Исаия 45 и след.). Ангелы также взывают к Господу (Исаия 6:3) и восхваляют Его (От Луки 2:14) всем небесным воинством (Неемия 9:6). Даже Сам Сын молится Отцу (От Матфея 11:25) как Тому Единственному, Кому принадлежит всеобщее поклонение. Молитв. славословиями Господу наполнены все послания ап. Павла: здесь и хвалебные гимны, и скромные благодарения (К Римлянам 11:36; К Галатам 1:5; К Ефесянам 3:21; 1-е Тимофею 1:17; 2-е Тимофею 4:18). Но лишь совершенная Церковь вознесет Творцу совершенную хвалу и М. (Откровение 5 и след.; Откровение 7 и след.; Откровение 11 и след.; Откровение 19:1);

2) если славословие превозносит Божье величие, то благодарение – это М., восхваляющая Божью любовь (Бытие 29:35; От Иоанна 11:41; К Римлянам 1:8; К Ефесянам 5 и др.). С благодарения начинаются почти все послания ап. Павла (К Римлянам 1:8; 1-е Коринфянам 1:4; 2-е Коринфянам 2:14; К Ефесянам 1:16; К Филиппийцам 1:3 и др.). Павел призывает церкви постоянно возносить Богу благодарения (К Ефесянам 5:4; К Ефесянам 5:20; К Колоссянам 4 и т.д.) и «бодрствовать в молитве» (К Колоссянам 4:2);

3) в основе прошения лежит зависимость чада от Отца, творения от Создателя. Поэтому человек просит Бога не только об удовлетворении своих духовных потребностей (От Матфея 6 и след.; От Матфея 9:38; К Ефесянам 6 и след.), но и о вполне материальных вещах. Так, в М. «Отче наш» просьба о хлебе насущном является основной (От Матфея 6:11). Но все же в первую очередь человек должен молиться о пришествии Царства Божьего и о свершении воли Господа на земле (см. От Матфея 6:10). Тем, кто молится об этом, обещано, что и все остальное «приложится» им (От Матфея 6:33). Человек прежде всего просит о прощении грехов (От Матфея 6:12, ⇒ Исповедание, исповедовать, I), об укреплении в вере (От Луки 22:32; ср. От Иоанна 17:11) и об избавлении от искушений (От Матфея 6:13; От Иоанна 17:15). Ап. Павел сосредоточивается в своих просьбах на проповеди Евангелия (К Ефесянам 6:19; К Колоссянам 4:3; 2-е Фессалоникийцам 3:1), а Иисус особо наставляет Своих последователей молить «Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (От Матфея 9:38). С просьбами о пришествии Царства Божьего первые христиане соединяли М. о Втором пришествии Иисуса Христа (1-е Коринфянам 16:22; Откровение 22:20);

4) каждый христианин по своей сущности – священник и потому должен совершать священнич. М. – моление. Моления о ближнем и о народе Божьем совершаются всеми библ. молящимися. Высочайший образец ходатайств. М. – моление Иисуса о Его врагах (От Луки 23:34). По примеру Иисуса поступил и Стефан (Деяния 7 и след.). Авраам выступил в роли священника, принеся Господу моление о своем племяннике Лоте и о городах Содоме и Гоморре (Бытие 18 и след.). Почти мессианское отношение проявляют к народу Израиля Моисей и Павел, готовые пожертвовать своим блаженством (Исход 32:32; К Римлянам 9:3) ради избавления израильтян от Божьего гнева и гибели. Хотя моления встречаются и в ВЗ (напр., 1-я Царств 7:5; 1-я Царств 12:19; Иеремия 7:16; Иеремия 11:14; Иеремия 14:11; Даниил 9 и др.), наивысшей полноты и глубины они достигают лишь в НЗ (см. От Иоанна 17:17:20), особенно в посланиях ап. Павла. Читатель проникается его молениями о церквах (К Ефесянам 1:16; К Ефесянам 3 и след.; К Филиппийцам 1:4:9-30; К Колоссянам 1:9), о начальстве (1-е Тимофею 2 и след.) и об отдельных христианах. кроме того, Павел просит, чтобы общины поддержали своими М. не только его самого, но и его соратников (К Колоссянам 4:3; 1-е Фессалоникийцам 5:25).

VI. К КОМУ ОБРАЩЕНА МОЛИТВА

В ВЗ молитвы обращены к Богу (Бытие 24 и след.; Исход 34 и след.; 2-я Царств 12:20; Псалтирь 28:2; Псалтирь 95 и др.). Иисус также возносит М. к Отцу, Господу в небесах (От Матфея 11:25; От Матфея 26:39; От Луки 10 и т.д.). Самому Иисусу еще при Его жизни, когда Он совершал чудеса (От Иоанна 9:38), и после Его воскресения стали воздавать божеств. почести и обращать к Нему М. (От Матфея 28:17; От Иоанна 20:28). В Своих прощальных наставлениях Христос говорит о молитв. просьбах, которые будут обращены к Нему (От Иоанна 14:14). Тем самым современники Иисуса и первые христиане (см. Деяния 7:59; 2-е Петра 3:18) подтверждали, что они почитают Иисуса Сыном Божьим, к Которому следует обращаться с М. так же, как и к Его Отцу (От Иоанна 5:23). И в конце дней, когда Иисус передаст все Отцу (1-е Коринфянам 15:28), небесная Церковь вознесет Ему свою хвалу и М. (Откровение 5 и след.). Слова Иисуса: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» распространяются и на М. (От Иоанна 6:44; От Иоанна 14:6). В НЗ большинство М. обращено к Богу Отцу во имя Иисуса Христа. VII. БИБЛЕЙСКИЕ МОЛИТВЫ К числу самых известных в ВЗ молитв, или песен, относятся песнь Моисея (Исход 15 и след.) и М. Моисея (Второзаконие 32 и след.). Похожую песнь воспели Девора и Варак после победы над Иавином (Книга Судей 5 и след.). Среди ветхозаветных пророков-молитвенников следует назвать Самуила (1-я Царств 7:5:9), Илию (3-я Царств 18 и след.), Иеремию (Иеремия 7:16; Иеремия 11:14; Иеремия 14:11) и Даниила (Даниил 9 и след.). Из царей это прежде всего Давид (см. хвалебную песнь Давида в 2-я Царств 22 и след. и его исповедь в Псалтирь 50), Соломон (3-я Царств 8 и след.) и Езекия (4-я Царств 19:15; 4-я Царств 20 и след.). В НЗ Иисус, величайший муж М., оставил нам «Отче наш» (От Матфея 6:9 и след.), первосвященнич. М. (От Иоанна 17 и след.), М. в Гефсиманском саду (От Матфея 26:39:42:44) и М. на кресте (От Матфея 27:46; От Луки 23:34:46). К числу самых поэтичных М. в НЗ принадлежат хвалебные песни Захарии (От Луки 1:64:67-80), Елисаветы (От Луки 1 и след.), Марии (От Луки 1:46-55) и Симеона (От Луки 2 и след.). Со времен ранней Церкви известны хвалебная песнь, запис. в Деяния 4 и след., а также последние слова Стефана (Деяния 7 и след.). В посланиях ап. Павла, и особенно в их начальных словах, встречаются М. о разных церквах (1-е Коринфянам 1 и след.; 2-е Коринфянам 1 и след.; К Ефесянам 1 и след.; К Филиппийцам 1 и след.; К Колоссянам 1 и след.; 2-е Фессалоникийцам 1 и след.), а также вероисповедные М., вероятно, певшиеся как гимны (К Римлянам 8 и след.; К Римлянам 11 и след.; К Ефесянам 3 и след.). Неудивительно, что в конце Библии, в книге Откровение Иоанна, приводятся молитв. песни (Откровение 5 и след.; Откровение 11 и след.; Откровение 19 и след.), ведь возрожденная Церковь предстоит здесь пред лицом Бога и Агнца и возносит в своих М. совершенную славу и хвалу Отцу и Сыну во веки веков. М. – одна из центр. тем Откровения.