Моавитяне Библейская Энциклопедия Брокгауза

Моавитяне (об этимологии слова ⇒ Моав; о происхождении народа ⇒ Лот). Согл. Библии, М. родственны аммонитянам, и оба эти народа состояли в родстве с Израилем. М. обитали вост. Мертвого моря, сев. Эдома и юж. Аммона. Они изгнали эмимов и заняли их тер. (Второзаконие 2:10:11). Однако ко времени появления израильтян в Заиорданье аморреи во главе с Сигоном, царем Хешбона (в Синод. пер. – Есевона) оттеснили М. и аммонитян, отняв у них земли между Арноном и Иавоком (Числа 21:13:26-30). При разделении Ханаана и Заиорданья между коленами Израиля колено Рувима получило в удел область от Ароера, стоящего на реке Арнон, до Иордана, включая все нагорье в области ⇒ Медевы (Мадабы) вместе с Хешбоном (Есевоном) и зависящими от него городами (Иисус Навин 13:15-23). Так рувимляне стали сев. соседями М., что постоянно создавало для последних трудности политич. характера. Уже ко времени исхода Израиля из Египта М. входили в число крупнейших в пределах Ханаана народов (Исход 15:15). В песне Моисея (Исход 15) говорится об эйлей Моав – «сильных Моава» (в Синод. пер. – «вожди Моавитские»), что может быть понято и как «овны Моава»: такое обозначение могло быть намеком на обилие скота в Моаве (см. 4-я Царств 3:4), кроме того, в древнейшей ближневост. символике овен означал правителя. Господь запретил израильтянам враждовать с М. и нападать на них (Второзаконие 2:9). М. позволили израильтянам пройти через свои земли в Ханаан (Второзаконие 2:28:29), однако не только не встретили их хлебом и водой, но даже призвали ⇒ Валаама, чтобы тот проклял народ Господень (Второзаконие 23:4:5). В наказание М. и в десятом поколении не дано было войти в общество Господне (Второзаконие 23:3). В Ситтиме М. совращали израильтян к идолопоклонству (Числа 25:1; Осия 9:10). Царь М. Еглон, покорив израильтян, угнетал их 18 лет, пока судья Аод не поразил его, подготовив этим избавление от ига М. (Книга Судей 3:12-30). Однако во взаимоотношениях израильтян и М. наблюдаются и некоторые проявления приязни. Так, Руфь, прабабка Давида, была моавитянкой; Давид доверил своих родителей охране царя Моава во время преследований Саула (1-я Царств 22:3:4). После разрушения Иерусалима в 586 г. до Р.Х. некоторые иудеи нашли пристанище в Моаве (Иеремия 40:11). Чаще, однако, М. были противниками израильтян. Саул вел с ними войну (1-я Царств 14:47), Давид, победив, сделал их своими данниками (2-я Царств 8:2:12; 1-я Паралипоменон 18:2:11). Об истории М. в IX в. до Р.Х. ⇒ Меша ⇒ Камень Меши. При израил. царе Иоасе моавитские полчища вторглись в страну (4-я Царств 13:20:21). М. платили дань ассир. царям Тиглатпаласару III, Синаххерибу и Асархаддону, поддерживали Ашшурбанапала. Во время восстания Иоакима против Навуходоносора они напали на Иудею (4-я Царств 24:2). М. заключили с Седекией временный союз против Навуходоносора (Иеремия 27:3), однако впоследствии радовались поражению Иудеи (Иезекииль 25:8-11). После возвращения из вавил. плена некоторые иудеи взяли себе в жены моавитянок (1Езд. 9:1.2; Неемия 13:23). С течением времени М. были поглощены арабами. Пророки по-разному описывали грядущий суд над М., который постигнет их, гл. образом, за гордость и высокомерие (Исаия 15Исаия 16:1; Иеремия 9:25:26; Иеремия 25:21; Иеремия 48:1; Амос 2:1-3; Софония 2:8-11). М. были язычниками, главным их божеством был Кемош (в Синод. пер. – Хамос, 3-я Царств 11:7). (См. надпись на Камне Меши, где помимо Кемоша, упоминается Аштар-Кемош – вероятно, верховная богиня.) Почитаемым у М. божеством был также Ваал-Фегор (Числа 25:1-3); по-видимому, считалось, что он обитает на одной из вершин Аваримских гор (⇒ Моав, 2).