Мир Библейская Энциклопедия Брокгауза

Мир, пространство, порядок и образ вещей, которые Богом предназначены для жизни человека.

I. СЛОВО «МИР» В ВЗ:

1) евр. ВЗ не знает единого обозначения для понятия «М.», которое может выражаться различным образом: а) слова «вся земля» (Бытие 11:1:8:9) или «земля» (Бытие 1:28), как правило, используются в смысле «ареал обитания человека» (ср. Бытие 18:25; Числа 14:21; Иисус Навин 23:14). В иных случаях под словом «земля» может подразумеваться понятие, противоположное понятию «небо» (Бытие 1:1), а также земля в отличие от воды. Слово «земля» может использоваться и в значении «страна», напр. «земля Египетская», (Бытие 13:10) или как синоним слов «грунт», «пашня» (Бытие 23:15). Слово «земля» употреблялось и как обозначение тьмы (Иов 10:21, в Синод. пер. – «страна тьмы»). Словосочетание «небо и земля» использовалось в значении «весь сотвор. мир» (Бытие 1:1; Бытие 2:1; Бытие 14:19:22); б) во времена патриархов представление о М. («вся земля»), как можно судить по Бытие 10, ограничивалось тер., простиравшейся до гор между Каспийским морем и Персидским заливом, до Малой Азии и Красного моря. Это представление об ограниченности М. обнаруживается у аккад. царя Саргона (ок. 2300 г. до Р.Х.). Свое царство, простиравшееся от Персидского залива до Средиземного моря он отождествлял с понятием «М.» и принял титул «властелин мира», став первым в истории «всемирным» правителем. «Карта мира» на глиняной табличке, изготовл. для его воен. походов, сохранилась до наших дней;

2) а) в Септуагинте (греч. пер. ВЗ) для обозначения М. используется преимущ. слово космос (производное от глагола «полировать»). Это же слово употреблено там для обозначения украшений (Исход 33:5; Исаия 3:18; Исаия 49:18). Космос подразумевает упорядоч. совокупность небесных тел и Вселенную в целом; это слово используется для обозначения М., поскольку чудесное расположение всех его частей возвещает совершенство высшего порядка [ Второзаконие 4:19; Второзаконие 17:3; греч. космос урану ­­ «воинство небесное» ]. То же значение имеет слово космос и в Бытие 2:1: небо (уранос) и земля (ге), и все воинство их (космос); б) в апокрифич. писаниях слово космос также означает весь М., все мироздание (2Мак.7:9, 23, 12:15). М. в целом и его устройство носят божеств. характер, но в результате человеч. грехопадения в М. проникли чуждые ему зло и смерть (Прем. 2:24; Прем. 14:14);

3) нигде – ни в евр., ни в греч. словоупотреблении ВЗ – не встречается слово или устойчивое словосочетание, которое обозначало бы М. как целое. Возможно, в этом отражаются разорв. и неупорядоч. с момента грехопадения отношения между небом и землей.

II. ПОНЯТИЕ «МИР» В НЗ. Греч. язык НЗ применяет для обозначения понятия «М.» наряду со словом космос еще и слово айон:

1) айон – это время без начала и без конца, ⇒ вечность (От Иоанна 6:51; 2-е Петра 3:18; К Евреям 1:8). Позднее слово айон стало относиться также и ко времени существования М., мировому периоду или мировой эпохе (1-е Коринфянам 2:7, в Синод. пер. – «века»). НЗ делает различие между «веком сим» (От Матфея 13:22), людям которого предназначено заботиться о земных вещах (От Луки 16:8; К Римлянам 12:2; К Ефесянам 2:2), и «будущим» (От Матфея 12:32), или «грядущим», веком (От Марка 10:30), который будет представлять новое, соверш. и славное устройство вещей, отличающееся от «века сего» тем, что оно будет вечным;

2) космос – это М. во всей целостности божеств. творения. В НЗ это слово употребляется в след. значениях: а) космос как упорядоч. устройство всего Божьего творения: Бог создал М. и все, что в нем (Деяния 17 и след.; К Римлянам 1:20; ср. От Иоанна 17:5); б) космос как место пребывания человечества, т.е. тот порядок вещей, внутри которого человечество существует, представляя собой его центр (см. Деяния 17:26). Аврааму было обещано, что он станет наследником М. (К Римлянам 4:13); человек рождается в М. (От Иоанна 16:21), в который он ничего не может принести и из которого ничего не может вынести (1-е Тимофею 6:7). Этот М. предлагает себя в распоряжение человека (От Матфея 16:26), все в нем может стать его собственностью (1-е Коринфянам 3:22);

в) космос как человечество всех времен (От Матфея 18:7; К Римлянам 3:6:19) или как совокупность живущих в определ. время людей (2-е Петра 2:5; 2-е Петра 3:6); в еще более общем значении это слово может означать людей вообще, «всех людей» (От Иоанна 12:19; От Иоанна 18:20); г) космос как отпавший от Бога порядок вещей, в котором правит «князь мира сего» (От Иоанна 14:30). Через человека в М. проникли грех и смерть (К Римлянам 5 и след.), которые определяют совр. состояние М. Поэтому «мир сей» пребывает в противоречии с М. Божьим, Иисус явился «от вышних», от Бога, в «мир сей» (От Иоанна 8:23). Иногда с «миром сим» соединяется лишь представление о несовершенстве существующего мироздания (От Иоанна 12:25; От Иоанна 13:1; От Иоанна 18:36; 1-е Коринфянам 5:10). Дружба с этим М. означает вражду с Богом (Иакова 4:4; ср. 1-е Иоанна 2:15-17). Человек должен «хранить себя неоскверненным от мира» (Иакова 1:27). Разорв. отношения между небом и землей, между Богом и сотвор. им М., проявляются в том, что отпавший от Бога человек обращает окружающий его веществ. М. против установл. Богом порядка.

III. МИР В ПИСАНИЯХ ПАВЛА И ИОАННА. Там, где апостолы Павел и Иоанн употребляют слово космос, они исходят из того, что вещи этого М. используются человеком против Бога:

1) для Павла М. соответствует «веку сему» (1-е Коринфянам 1:20); и то, что угодно Богу, принципиально отличается от того, что приходит от М. (1-е Коринфянам 2:12; 1-е Коринфянам 7 и след.; 2-е Коринфянам 7:10); а) Павел иногда отождествляет М. с язычниками и тогда противопоставляет его Израилю (К Римлянам 11 и след.; ср. От Луки 12:30). Но, в отличие от авторов раввинистической литературы, Павел относит к М. и людей, не принадлежащих к народу Израиля, и тех иудеев, которые стремятся оправдаться Законом. Весь этот М. подлежит суду Божьему (К Римлянам 3:6:19). Его проклятие служит приговором человечеству, своим противлением обращающему установл. Богом порядок вещей против Божьих целей (1-е Коринфянам 11:32). Нет ни одного человека, праведного пред Богом, все люди совратились с пути, нет никого, делающего добро (К Римлянам 3:10-12); б) тем большее значение приобретают слова Павла о том, что Бог примирил с Собою М., позволив Безгрешному умереть за грешников (2-е Коринфянам 5:18-21). Павел свидетельствует, что Бог явился во плоти, проповедан в народах и был принят в М. верою (1-е Тимофею 3:16). В соотв. с обновл. через Хри-ста отношениями между Богом и Его творением, человеку как чаду Божьему открывается новое отношение к М.: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (К Галатам 6:14). Цель христиан – быть «чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода», они должны «сиять, как светила в мире» (К Филиппийцам 2:15). Веруя во Христа, можно пользоваться вещами этого М., не злоупотребляя ими (1-е Коринфянам 7:31). Павел может сказать о себе, что он жил в М. в простоте и богоугодной искренности (2-е Коринфянам 1:12);

2) в Ев. от Иоанна в употреблении слова космос также четко прослеживается противопоставление Бога и сотвор. М.: а) человек рождается в М. (От Иоанна 16:21); живет и действует по-мирски (ср. От Иоанна 14:27) и, будучи частью этого М., отвергает свет, пришедший в М. (От Иоанна 1:11; От Иоанна 3:19). Иоанн свидетельствует, что М. будет судим за богопротивное поведение людей. Слово «М.» в этой связи часто означает отпавшее от Бога человечество, пребывающее в М. (От Иоанна 16:8; От Иоанна 17:25). След., дела этого М. злы (От Иоанна 7:7), они подлежат суду (От Иоанна 3:19; От Иоанна 12:31); М. с его похотью проходит (1-е Иоанна 2:17), тем не менее он должен быть обличен в грехе (От Иоанна 16:8); б) созревший для суда М. является предметом Божьей любви: Бог отдает Самого Себя в Своем Сыне (От Иоанна 3:16), Который свидетельствует, что был послан в мир Отцом не для того, чтобы судить М., а чтобы спасти его: «Верующий в Него не судится». Спаситель явился в извращ. людьми М., чтобы стать светом, озаряющим им обратный путь к Богу (От Иоанна 1:9 и след.; От Иоанна 3 и след.; От Иоанна 8:12; От Иоанна 9:5; От Иоанна 12:46). Сын Божий происходит «не от мира сего», поэтому только Он мог принести жертву за грехи этого М., т.е. за грехи людей (От Иоанна 2:2); в) в соотв. с этим строится и отношение учеников Иисуса к М.: они тоже не из этого М., или «не от мира сего», потому что их призвал Христос (От Иоанна 15:19; От Иоанна 17:14:16). Конечно, они еще пребывают в М., но поскольку Иисус посвятил Себя за них, чтобы и они были освящены истиной, то Он может и послать их в М., и одноврем. просить Отца, чтобы Он сохранил их от зла в М.. Так, ученики Иисуса пребывают в уверенности, что они также посланы Им в М., как Сын послан в М. Своим Отцом (1-е Иоанна 4:17). Те, кто от Бога, победили М., ибо Тот, Кто в них, «больше того, кто в мире» (1-е Иоанна 4:4).