Милостыня Библейская Энциклопедия Брокгауза

Еще в ВЗ, особенно в Законе Моисея, благочестивым людям указывается на их долг благотворить бедным (Левит 19 и след.). М. была особым выражением милосердия в виде подаяния или предоставления мелких беспроцентных ссуд (Левит 25 и след.; Второзаконие 15 и след.). После того как были прекращены жертвоприношения, раздача М. со временем превратилась во внешний признак праведности (см. От Матфея 6:1). К добрым делам или соотв. к религ. обязанностям относили совершение молитв, поста и раздачу М. В позднем иудаизме понятие «праведность» становится равнозначным понятию «благотворительность» (см. также Даниил 4:24): милосердному подаянию даже приписывалась сила искупления грехов и спасения души (Тов. 4:11; Тов. 12:9; Сир. 4:3). На эти указания опирается среди проч. и учение Рим католической церкви. Во времена Иисуса просить и давать М. было самым обычным делом (От Матфея 6 и след.; От Марка 10:46; От Иоанна 9:8; Деяния 3:2). Также было принято собирать подаяние для местных бедняков, обходя дом за домом. Для этого по городу каждый день ходили три человека с большой корзиной для хлеба. кроме того, в каждой синагоге был специальный ящик, в который два человека, называемые парнасим, собирали М. для бедных. В очередную субботу три человека распределяли эти подаяния. НЗ также побуждает верующих не отталкивать руку просящего, но не считать это доказат-вом собств. праведности (ср. От Луки 3:11; От Луки 6:30; От Луки 11:41; От Луки 12:33; 1-е Иоанна 3:17). Добровольные пожертвования предстают здесь естеств. проявлением братской любви и связи с Господом (см. Деяния 10:31 и др.). Но Павел по праву считает «бесчинным» просить М. вместо того, чтобы зарабатывать себе на жизнь трудом (1-е Фессалоникийцам 4 и след.; 2-е Фессалоникийцам 3:10-14). ⇒ Бедность, бедный, попечительство о бедных.