Милость, благодать Библейская Энциклопедия Брокгауза

Милость, благодать

I. Евр слова хен и хесед переводятся как «милость», при этом хен означает «благосклонность», «расположение» по отношению к определ. человеку (Бытие 19:19; Бытие 39:21; Бытие 47:29), а хесед – «поступок, вознаграждающий к.-л. за преданность и верность, за оказание помощи» (Бытие 24:12; Бытие 40:14; 1-я Царств 20:8:14:15); слово хесед также – свидетельство любви. Употребляемое в сходном значении слово рахамим означает прежде всего «милосердие», «сострадание» (Псалтирь 24:6; Псалтирь 39:12; Псалтирь 50:3; Псалтирь 68:17; Исаия 63:7:9). Евр слову рахамим соответствует греч. слово харис, которое является однокоренным со словом хара – «радость». В Синод. пер. слово харис передано по-разному: «благодать» (От Луки 4:22; Деяния 7:46; Деяния 14:26; Деяния 15:40; К Колоссянам 4:6), «любовь» (Деяния 2:47; От Луки 2:52), «подаяние» (1-е Коринфянам 16:3), «доброе дело» (2-е Коринфянам 8:6), «благодарение» (От Луки 17:9; 2-е Коринфянам 8:16), «благодарность» в значении «вознаграждение» (От Луки 6:32-34).

II. Бог являет Свою М., руководствуясь сострадательной ⇒ любовью (Исход 33:19; Псалтирь 102:8-13; Исаия 55:3). Человек ничем не заслужил этой М., он не имеет на нее никакого права (К Римлянам 3:24; К Римлянам 11:6; К Ефесянам 2:8-9; ср. Второзаконие 7:7-8). Однако Бог многомилостив (Исход 34:6; Псалтирь 85:15; Иоиль 2:13). Божья М. подобна росе и дождю (Притчи 16:15; Притчи 19:12), она необходима каждому человеку для счастья и благополучия. Божья М. велика и могущественна (Псалтирь 116:2), она поддерживает нас (Псалтирь 93:18). Во Христе человек обретает милосердный Божий дар – жизнь вечную (К Римлянам 6:23). «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (От Иоанна 1:14:16:17). Оправдание по М. (благодати) Божьей (К Римлянам 3:24; К Римлянам 4:4:16; К Римлянам 11:6) предполагает не только прощение грехов, но и новую, обретенную благодаря Божьей М. праведную жизнь (К Римлянам 5:17:21; 2-е Коринфянам 12:9; ср. 1-е Петра 2:19: «Ибо это благодать, если кто по совести, ради Бога переносит скорби, страдая несправедливо» – цит. по пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). Ап. Павел проповедует «Евангелие благодати Божией» (Деяния 20:24). Сынам нового завета, в отличие от участников прежнего завета, была дана сила жить с Богом: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (К Титу 2:11:12). Милосердие требуется и от человека – как свидетельство его верности Богу (Осия 12:6; Михей 6:8). Любое деяние, совершаемое христианином по Божьей воле, вознаграждается обилием благодати (К Римлянам 5:17), позволяющей ему преодолеть все испытания. В НЗ говорится о необходимости пребывания в благодати (2-е Коринфянам 1:12; ср. От Иоанна 15:1-8). О себе самом Павел свидетельствует: «Не отвергаю благодати Божией» (К Галатам 2:21; ср. 1-е Коринфянам 15:10), а в Послании к Евреям он предупреждает: «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией» (К Евреям 12:15). Павел призывает христиан пребывать и возрастать в благодати (Деяния 13:43; 2-е Петра 3:18), шлет церквам хотя и традиционные, но в то же время искренние пожелания о даровании благодати и молится об этом (Деяния 20:32; К Римлянам 1:7; К Римлянам 16:20:24; 1-е Коринфянам 1:3; 1-е Коринфянам 16 и др.). Благодать может явиться и тогда, когда человек теряет веру в собств. силы (К Галатам 2:16:20:21): «Смиренным дает благодать» (1-е Петра 5:5; Иакова 4:6). Всю свою надежду христианин должен возлагать на благодать Божью (1-е Петра 1:13); она – единств. сила, способная ему помочь: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2-е Коринфянам 12:9).