Мидяне Библейская Энциклопедия Брокгауза

Мидяне

I. М. – народ индоевроп. происхождения, населявший Мидию – горную страну, располож. вост. ⇒ Ассирии, сев. Вавилона и Элама (⇒ Елам), юж. Каспийского моря. М. поселились здесь, по-видимому, в IX в. до Р.Х., покорив коренное население. М. принадлежали к группе народов и племен, которую Геродот именовал «скифами» (в широком смысле, что отрицается совр. наукой) и которую ассирийцы и вавилоняне называли умман-манда.

II. Первым ассир. царем, упомянувшим о М., был Салманасар III (858–824 гг. до Р.Х.). Тиглатпаласар III (745–727 гг. до Р.Х.) впервые сделал их данниками Ассирии и захватил часть их земель (см. 4-я Царств 17:6; 4-я Царств 18:11); это же впоследствии повторил Саргон II (722–705 гг.). Асархаддон и Ашшурбанапал также достигли успеха в борьбе с М. Ашшурбанапал уничтожил независимость Элама, устранив т.о. препятствие к завоеванию Мидии. Мощь Мидийского государства возросла в период правления Фраорта (674–653 гг. до Р.Х.) и его сына Киаксара (652–612 гг. до Р.Х.), который заключил союз с вавил. царем Набопаласаром. В 612 г. до Р.Х. М. разрушили столицу Ассирии Ниневию. После этого Мидия и Вавилон разделили между собой ассир. владения, в результате чего М. получили большую часть земель сев. Тигра – от Элама до реки Галис. Это гос-во, однако, просуществовало недолго. Дружеские отношения с Вавилоном закончились со смертью Навуходоносора II, женатого на дочери Киаксара. Преемниками Киаксара стали Арбак (612–585 гг. до Р.Х.) и Астиаг (584–550 гг. до Р.Х.), сын Киаксара. В 550 г. до Р.Х. персам во главе с Корешом (Киром), царем Аншана, удалось подчинить себе М. Так возникло Мидо-Персидское царство (Есфирь 1:3:14:18:19; Есфирь 10:2), жертвой завоевательной политики которого стал, в числе других стран, и Вавилон (Исаия 13:17; Исаия 21:2; Иеремия 51:11:28; Даниил 9:1; Даниил 11:1). Александр Македонский покорил Мидию в 330 г. до Р.Х. (см. Даниил 8:20:21). После этого Мидия была объединена с Сирией, а впоследствии подпала под власть Парфии (см. Деяния 2:9).

III. М. почитали богов иранского пантеона (восходящего к древнейшей индо-иранской, т.наз. «арийской», мифологии), главным из которых, по-видимому, был Митра. М. находились на довольно высоком культурном уровне, и персы многое заимствовали у них в области религии, языка и искусства.