Меша Библейская Энциклопедия Брокгауза

Меша (евр. «спасение»):

1) первенец Халева, племянник Иерахмеила (1-я Паралипоменон 2:42);

2) царь Моава (в Синод. пер. – Меса). В др.-евр. оригинале он назван нокедом – овцеводом (в Синод. пер. – «был богат скотом», 4-я Царств 3:4). В качестве ежегодной дани М. поставлял царю Израиля 100 тыс. овец и 100 тыс. неостриж. баранов. Царь Амврий (Омри), возможно, будучи еще военачальником Ваасы, отвоевал у моавитян Медеву и возвратил ее Израилю (ср. Иисус Навин 13:9 с Исаия 15:2). Спустя 40 лет, ок. 864 г. до Р.Х., М., как следует из надписи на камне (⇒ Камень Меши), вновь захватил эту область, однако еще более 10 лет оставался данником израил. царя. Только после смерти Ахава (853 до Р.Х.) М. отпал от Израиля (4-я Царств 1:1; 4-я Царств 3:4:5). Израил. царь ⇒ Иорам и иуд. царь ⇒ Иосафат предприняли попытку нового, на этот раз совместного, завоевания Моава (см. 4-я Царств 3). Они опустошили страну и осадили ⇒ Кир-Харешет, где в тот момент находился М. Не видя иного средства к спасению, М. на гор. стене, так что израильтяне видели это, принес своего сына-первенца в жертву языч. божеству (возможно, Кемошу, в Синод. пер. – Хамосу, богу-покровителю Моава). После этого израил. войско, пришедшее в «большое негодование», дабы предотвратить повторение подобных эксцессов, сняло осаду и покинуло Моав (4-я Царств 3:25-27). Эти события зафиксированы в надписи на камне, известном ученым как «Камень Меши». Надпись была сделана, по-видимому, в период между снятием осады Кир-Харешета и вторжением объединенных войск Моава и Аммона в Иудею (которое окончилось их уничтожением; это произошло еще при жизни Иосафата, умершего в 848 г. до Р.Х., см. 2-я Паралипоменон 20:1-30);

3) сын вениамитянина Шегараима и его жены Ходеши (1-я Паралипоменон 8:8:9);

4) местность в Аравии, западная граница расселения потомков Иоктана (Бытие 10:30).