Месть, мстить Библейская Энциклопедия Брокгауза

До тех пор пока люди нарушают Божьи заповеди, будут существовать обиженные, а причиненное зло – требовать отмщения. Существует неписаный закон М., которым руководствовался, в частн., Ламех, хваставшийся, что исполнил кровную М. (Бытие 4 и след.).

I. В ветхозаветные времена у израильтян действовал закон воздаяния: «Око за око, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» (Исход 21:24:25). Этот закон, т.о., устанавливал границы возмездия, которое не должно было превышать причиненного ущерба. «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека», – предостерегает Библия (Бытие 9:6). В ВЗ действовал принцип кровной М., когда право возмездия предоставлялось самому человеку. Отмщение, которое осуществлял мститель за кровь (⇒ Кровная месть), было хорошо известно в Израиле. Но такое воздаяние имело известные пределы, что выражалось в существовании ⇒ городов-убежищ, где могли укрыться люди, совершившие непреднамер. убийство (Числа 35:12; Второзаконие 19:1-13).

II. Только Бог может наказывать за содеянное зло. «У Меня отмщение и воздаяние» (Второзаконие 32:35; К Римлянам 12:19; К Евреям 10:30), – говорит Он. Бог не случайно назван «Богом воздаяний» (Иеремия 51:6:56), ибо Он поражает Своих врагов (Второзаконие 32 и след.). В Библии говорится о том, что наступит «год возмездия» (Исаия 34:8) и придет «день отмщения» (Исаия 61:2; Иеремия 46:10; От Луки 21:22). Этот день Божьего суда станет одноврем. днем облегчения для «робких душею» (Исаия 35:4) и годом искупления для принадлежащих Богу (Исаия 63:4). Христос при Своем Втором пришествии в славе также принесет отмщение тем, кто противился Благой Вести (2-е Фессалоникийцам 1:8). Отсюда понятны обращенные к Богу призывы об отмщении, бытовавшие вплоть до времен НЗ. Так испытуются люди, которые не хотят ждать, пока Бог совершит возмездие (см. Псалтирь 124:3). «Где же ваш Бог?» – спрашивают христиан неверующие, когда речь идет о наказании за совершенное зло. В этот момент верующие могут впасть в искушение, молясь о том, чтобы сделалось известным «пред глазами нашими» Божье отмщение (Псалтирь 78:10), или взывая: «Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя! Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым!» (Псалтирь 93:1:2). Пр. Иеремия, которому жители его родного г. Анафофа грозят расправой, взывает к Господу: «Дай увидеть мне мщение Твое над ними!» (Иеремия 11:20). Даже ученики Иисуса, возмущенные отказом самарян пустить Иисуса в их селение, хотят призвать с неба Господне отмщение (От Луки 9 и след.). И на небе души мучеников вопиют «громким голосом, говоря: доколе, Владыка святый и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (Откровение 6:10).

III. Возмездие, осуществляемое Богом по отношению к грешникам, не противоречит Его любви к людям. Бог, доказавший Свою любовь к человечеству тем, что отдал ради его спасения Своего единств. Сына, по Своей святости никогда не вступает в союз с грехом и с теми, кто совершает зло. Иисус не отменяет принцип Божьего воздаяния – Он изменяет верующих изнутри, внося в их души новое мироощущение: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (К Филиппийцам 2:5). Ученики Иисуса уже не должны взывать к М., им следует молиться за людей, как это делал Иисус (см. От Матфея 6:12:14; От Марка 11:25; От Луки 23:34). Об отношении христиан к М. ап. Павел сказал в К Римлянам 12:17-21: а) необходимо отказаться от собств. помыслов и планов отмщения: «Не мстите за себя, возлюбленные», б) предоставить Богу вершить праведный суд, дать место гневу Божьему, в) проникнуться новым мироощущением: отвечать на зло попечительной, прощающей любовью, что позволит собрать «горящие уголья» на голову зла. См. об этом ⇒ Нагорную проповедь, От Матфея 5:38-48.