Медь Библейская Энциклопедия Брокгауза

Евр слово нехошет и соотв. ему греч. халкос передаются в Синод. пер. в большинстве случаев как М. (Второзаконие 8:9; Иов 28:2) или «медная руда», свидетельства об использовании которой восходят еще к IV тысячел. до Р.Х. (см. Бытие 4:22). Однако эти же слова могут обозначать и бронзу – сплав М. с оловом. В скинии собрания из М. были изготовлены подножия столбов во дворе, колья (Исход 27), умывальник (Исход 30:18), оклад и принадлежности жертвенника всесожжения (Исход 27:2 и след.). В храме, построенном Соломоном, находились отлитое из М. «море», т.е. емкость для воды, столбы, подставы, умывальницы и прочая утварь, изготовленная медником Хирамом (3-я Царств 7:13-47; 2-я Паралипоменон 4). В дальнейшем М. служила средством платежа (От Матфея 10:9). В Иезекииль 27:13 говорится о торговле медной посудой. М. применялась для изготовления ⇒ оружия, ⇒ шлемов, наколенников, щитов (1-я Царств 17:5:38), цепей (Книга Судей 16:21), статуй богов (Даниил 5:4:23), музык. инструментов (1-е Коринфянам 13:1). Наряду с бронзой в древности были известны и другие медные сплавы [евр. хашмаль]. Упомянутый в Откровение 1:15 и Откровение 2 халколиван [от греч. халколибанон] – это, вероятно, то же, что и «блестящая медь» в Даниил 10:6, т.е. латунь, твердый и блестящий сплав. Возможно, здесь имеется в виду т.н. «коринфская М.» – сплав М., золота и серебра, о котором сообщает Иосиф Флавий: по его словам, секретом изготовления «коринфской М.» владели евреи. Из этого же сплава, вероятно, были сделаны и упоминаемые в 1Езд. 8 «сосуды из лучшей блестящей меди, ценимой как золото». Самые известные медные копи находились на Кипре, но М. добывали и на Синайском полуо-ве, на вост. берегу Иордана, в долине Аравы. Во времена Соломона М. выплавляли в ⇒ Ецион-Гавере (⇒ Горное дело ⇒ Ремесло, V).