Мать Библейская Энциклопедия Брокгауза

Мать [евр. эм].

I. М. – женщина, родившая ребенка (⇒ Отрок); при полигамии ее называют так, чтобы отличить от остальных жен отца этого ребенка (⇒ Отец). Если у отца несколько жен, то наиб. близким родством объединены дети общей М. (Книга Судей 8:19). «От утробы (или чрева) матери» означает «от рождения» (⇒ Рождение), «от начала жизни человека» (см. Псалтирь 21:10; К Галатам 1:15). Материнство рассматривается в Библии как высшее счастье, а бездетность – как величайшее несчастье израил. женщины (см. 1-я Царств 1:6; 1-я Царств 2:5; Исаия 54:1). Поскольку М., родившая детей, ухаживала за ними, воспитывала их, то она связана с ними особенно сильно; она не может забыть их (Исаия 49:15; Исаия 66:13; 1-е Фессалоникийцам 2:7) и заботится об их жизни, содержании и преуспевании (см. Агарь, Бытие 21:16; Иохаведа – М. Моисея, Исход 2:2-9; настоящая М. ребенка, принесенного на суд Соломона, 3-я Царств 3:26:27; М. сыновей Зеведеевых, От Матфея 20:20:21). Библия предписывает оказывать почтение и послушание М. во все дни ее жизни, так же как и отцу (Исход 20:12; Исход 21:15:17; Притчи 1:8; Притчи 23:22; От Матфея 15:4-6; К Ефесянам 6:2:3). Естественно, М. оказывает большое влияние и на духовное развитие ребенка, на его склонность к добру или злу (см. благое влияние Ревекки на Иакова, Бытие 27:1; Анны – на Самуила, 1-я Царств 11-я Царств 2:1; Евники – на Тимофея, 2-е Тимофею 1:5; напротив, злое влияние Иродиады на дочь, От Марка 6:24:25). Материнская привязанность наблюдается и у животных (Исход 22:30; Левит 22:27). ⇒ Преступление.

II. В метафорич. значении город или страна по отношению к ее жителям или к окружающим меньшим городам и селениям может именоваться М. (2-я Царств 20:19; Исаия 50:1; Иеремия 50:12; Иезекииль 19:2; Осия 2:2-4). Однако это слово может употребляться, когда говорится о духовном первенстве или водительстве, напр. Девора именуется «Матерью в Израиле» (Книга Судей 5:7). Часто в символич. значении М. именуется Иерусалим – «Матерь всем нам» (К Галатам 4:26); о Вавилоне же говорится, что он – «Мать блудницам и мерзостям земным» (Откровение 17:5; ср. Иеремия 50:12). Ева, первая женщина и М., названа «матерью всех живущих» (Бытие 3:20).

III. Отношение М. к своим детям служит образом любви Божьей к Его народу (ср. Исаия 44:1:2; Исаия 66:13). Однако послушание Богу важнее послушания М. (От Матфея 10:37) и следование за Христом должно превалировать над всеми кровнородственными связями (ср. От Матфея 12:50; От Матфея 19:29; От Иоанна 19:27).

IV. Особое внимание уделяется в НЗ Марии, М. Иисуса Христа, рождение Которого предвещают пророки (Исаия 7:14; Михей 5:2). Ее материнская радость подробно описывается в От Луки 1:26-56. К ней относится все, что обычно говорится о чувствах М. к своему ребенку, однако земная сторона материнства отступает перед повелением Божьим: это показано особенно ярко в От Матфея 12:49 и От Иоанна 2:4. После воскресения Иисуса Христа Мария постоянно находится среди Его учеников (От Иоанна 19:25-27; Деяния 1:14).